Заплатить за гамбургеры и кока-колу можно будет за считанные секунды

В 1997 году Exxon Mobil впервые представила технологию RFID, получившую название Speedpass. Она была предназначена для ускорения платежей на автозаправочных станциях

Джоди Льюин уверен, что небольшая «волшебная палочка», помогающая посетителям сети магазинов Taco Bell/KFC оплачивать продовольственные товары, приведет к существенным переменам во всей системе розничной торговли.

В устройстве нашла применение технология радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification — RFID). Корпорация Exxon Mobil, представившая в 1997 году вариант технологии RFID, получивший название Speedpass, для ускорения платежей на автозаправочных станциях, проводит сейчас в ресторанах McDonald's испытания нового оборудования, позволяющего заплатить за гамбургеры и кока-колу за считанные секунды.

Джо Джиордано, вице-президент Exxon Mobil по маркетингу продуктов Speedpass, по его собственного признанию, надеется на широкое распространение подобному оборудования на различных предприятиях розничной торговли, включая рестораны быстрого обслуживания, пункты торговли видеозаписями и сеть бакалейных магазинов. По прогнозам самой Exxon Mobil, в ближайшее пятилетие у Speedpass появится более 30 млн. пользователей.

В декабре 2000 года компания Tricon Global Restaurants начала испытания системы RFID в одном из магазинов Taco Bell/KFC. Дейв Брюер, вице-президент Tricon по технологиям, заявил, что со временем жетоны RFID для ускорения платежей будут применять более 100 млн. американцев.

Брюер проанализировал несколько технологий беспроводных устройств связи и остановился на RFID: «Она обеспечивает безопасность передаваемых данных, удовлетворяет требованиям наших заказчиков и позволяет осуществлять безналичные расчеты быстрее действующей системы кредитных карт».

В типичный жетон RFID встроен уникальный идентификационный номер клиента, записанный в микросхеме. Этот номер сканируется устройством чтения, имеющим доступ к кредитному или дебетовому счету клиента.

Сомнения

По мнению Майка Лайерда, аналитика компании Venture Development, технология RFID «обладает большим потенциалом». Однако он назвал проекты Exxon Mobil и Tricon «чрезмерно агрессивными».

Стив Холлидей, вице-президент по технологиям AIM, ассоциации поставщиков систем автоматической идентификации и ввода данных, также сомневается, что спрос на устройства RFID приобретет масштаб, на который рассчитывают Exxon Mobil и Tricon. Однако он отметил, что «инвестиции могут быть возвращены за семь или восемь месяцев».

Льюин, президент Luihn Food Systems, заметил: «Многие заказчики обращаются к нам за подобными жетонами. Внедрение оборудования RFID повысит количество безналичных торговых операций в магазинах и ускорит обработку транзакций. В среднем на транзакцию с кредитной картой уходит около 30 секунд, в то время как процедура авторизации с помощью RFID занимает не более пяти секунд».

С апреля 2000 года компания McDonald's проводит испытания систем Exxon Mobil Speedpass в девяти своих чикагских ресторанах. Клей Николсен, менеджер по технологиям одного из подразделений этого предприятия быстрого питания, считает, что устройства RFID «очень просты и легки в эксплуатации и нравятся нашим клиентам, которые находят их весьма удобными».

Другие проекты

На платных дорогах и мостах в США технология RFID также проходит апробацию в качестве способа ускорения платежей за проезд. В McDonald's помогли провести испытание технологии FasTrack в системе платежей Transportation Corridor Authority (TCA) в Калифорнии; в испытаниях участвуют четыре ресторана, расположенные около платных дорог. После начала испытаний в ресторанах McDonald's около 10 тыс. пользователей FasTrack совершили более 80 тыс. транзакций.

Сюзи де Хонт, специалист по маркетингу корпорации Texas Instruments, производящей датчики RFID, выразил сомнение в том, что владельцы платных дорог добьются больших успехов в данной области из-за стоимости датчиков, применяемых в движущихся транспортных средствах. По ее прогнозам, розничная цена автомобильного жетона должна составить около 25 долл. (для сравнения, датчик для использования в стационарных условиях стоит 1 долл.).