Презентацию своих продуктов компания «АйТи» подкрепила выступлениями экспертов

Леонид Кляйман: «Бюджеты развития российских предприятий, с которыми нам приходится работать, составляют от 100 тыс. до 1 млн. долл.»

В частности, среди приглашенных были Николай Комлев, генеральный директор Центра экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис», предложивший присутствующим собственный анализ тенденций рынка.

С точки зрения Комлева картина выглядит следующим образом. К середине 90-х бухгалтерские программы достигли уровня, близкого к функциональному насыщению, после чего их темпы развития сильно замедлились (если не принимать во внимание появление Windows-версий и обновлений бухгалтерских программ в соответствии с меняющимся законодательством). Далее экономическое ПО стало развиваться в сторону усовершенствования функций управления — финансового и производственного. Некоторые отечественные разработчики взяли курс на соответствие стандартам MRP и MRP II. Но, по мнению Комлева, остается открытым вопрос: насколько эти стандарты и концепции нужны российским предприятиям? Реально они почти нигде не используются, а сами эти аббревиатуры чаще всего выступают в роли маркетинговых ярлыков, и далеко не всегда продукты, декларирующие соответствие стандартам MRP и MRP II, поддерживают их в достаточной мере.

Налицо в последние годы укрупнение бизнеса российских разработчиков. Многие компании сумели хорошо «раскрутить» свои торговые марки, создать широкую сеть филиалов и партнеров, завоевать всероссийскую известность, занять солидные доли рынка. С другой стороны, активизируются западные производители программного обеспечения и их партнеры, действующие в России. Примечательно также, что на смене ценовой конкуренции приходит конкуренция бизнеса: мало разработать хорошую программу, нужно научиться продавать ее, уметь побеждать в тендерах и конкурсах, обеспечить широкую рекламу, создать инфраструктуру технической поддержки и проч. Еще одна характерная черта — продвижение экономического ПО в составе интеграционных проектов. Как правило, им предшествуют тендеры. В связи с этим, заметил Комлев, следует напомнить заказчикам простую, казалось бы, мысль, о которой они, к сожалению, частенько забывают: сложную систему нельзя выбрать простым способом, надо взвешивать все факторы.

Свой взгляд на рынок программ изложил и Леонид Кляйман, директор по маркетингу и продажам департамента программных продуктов компании «АйТи». По его мнению, в настоящее время наиболее велик интерес заказчиков к автоматизации маркетинговых операций (точнее, к концепциям управления знаниями и управления отношениями с клиентами), производства (АСУТП, MRP, MRP II, ERP), сбыта (особенно к возможностям электронной коммерции), финансовому учету и управлению, к управлению персоналом, а также к информационному обеспечению (системам коллективного взаимодействия, управления знаниями, управления потоками работ и электронным документооборотом).

Наибольшую активность в области автоматизации проявляют заказчики из числа предприятий, работающих на наиболее растущих и перспективных рынках, находящиеся в условиях высокой рыночной конкуренции и осознавшие потребность в тиражируемых продуктах. Как правило, эти предприятия обрели достаточную платежеспособность, а их менеджеры — «западный», рыночный взгляд на экономику, менеджмент и на роль ИТ в жизни современной фирмы или организации. Будучи коммерческими, эти организации хорошо понимают необходимость инвестиций в развитие (и совершенствование) своей информационной инфраструктуры, находящейся в ведении отделов ИТ и АСУ, и могут позволить себе выделить на эти цели достаточно средств.