В России растет спрос на системы электронного банкинга

Фабрис Камю: «Мы намерены строить сегмент служб one-to-one, предполагающих общение клиента один на один с финансовым институтом, и, надеюсь, в России компания CSBI поможет нам в этом»

Быстро растет интерес к Internet-банкингу. Как следствие, появился спрос на системы электронного банкинга и автоматизированные системы поддержки персонифицированного взаимодействия клиента и поставщика услуг. Один из производителей таких систем — американская компания S1 (Security First Technologies), заключившая недавно партнерское соглашение с компанией CSBI. На вопросы редактора журнала «Открытые системы» Дмитрия Волкова ответил Фабрис Камю, директор по работе с партнерами отделения S1 EMEA. В беседе также принял участие Юрий Гусев, директор CSBI.

Что собой представляет компания S1?

Она образовалась в ноябре 1999 года в результате объединения усилий четырех компаний: Security First, Edify, FICS Group и VerticalOne. Новая компания, интегрировавшая их знания и опыт применительно к рынку финансовых услуг, ставит своей целью предоставить клиентам возможность обращаться к финансовым учреждениям за индивидуальным обслуживанием через любой доступный канал связи. Среди клиентов S1 много известных региональных и корпоративных банков, брокерских и страховых компаний.

Security First в 1995 году создала первый в мире Internet-банк; Security First Network Bank позднее стал самостоятельной организацией. В основе его бизнеса лежит приложение корпоративного банкинга Consumer Suite, работающее сегодня более чем в 300 банках. Компания FICS предлагает расширенный набор услуг для участников новой экономики: средства электронного банкинга для обслуживания частных лиц, Internet-банкинг на базе Java-технологий для малых и средних компаний, программный инструментарий формирования отчетности. У FICS имеется опыт работы со смарт-картами и технологиями работы с мобильными клиентами. Компания VerticalOne специализируется на безопасном персонализированном обслуживании клиентов через Internet. Интеграцией продуктов этих трех компаний занимается Edify; в ее активе средства автоматизации процессов персонифицированного взаимодействия с клиентами, обращающимися за какой-либо услугой по любому из доступных коммуникационных каналов, будь то электронная почта, Web, телефон и т. п. Решения Edify используются сегодня в 1250 средних и крупных финансовых учреждениях.

Какой инструментарий используется для объединения столь разноплановых продуктов и решений?

Задача продуктов семейства Edify Electronic Workforce (EWF) — объединение офисных приложений и объектов трех типов: основанные на технологиях CORBA и Java средства доступа к базам данных и унаследованным системам; коммуникационные объекты (доступ к Internet, речевой канал и т. п.); системы документооборота (разбор команды и преобразование ее к виду для работы с конкретной прикладной системой, обратная трансляция пользователю по его коммуникационному каналу). Поддержка офисных систем с помощью Edify Back End включает работу с базами данных через интерфейс ODBC, драйверы, эмуляцию терминалов, объекты COM/DLL, вызов приложений из командной строки Windows NT, взаимодействие с большинством систем теледоступа. EWF представляет собой объектно-ориентированный инструментарий визуального программирования, использующий библиотеку предопределенных объектов и позволяющий создавать приложения различной сложности. Компонент SMART Options дает возможность персонифицировать диалог с клиентом, учитывать его индивидуальные запросы, кредитную историю, предпочтения и т. п. Продукты от Edify — клей, связующая среда, позволяющая объединять разнообразные программные службы, причем не только в финансовой области. Например, если клиенту банка захочется не только поиграть на бирже, но и поздравить родных с Рождеством, послав им открытку или более осязаемый подарок, — нет проблем. Edify позволяет интегрировать в биржевую систему компонент, обеспечивающий интерактивное размещение заказа, скажем, на доставку букета цветов по нужному адресу. Подобный набор инструментов позволил интегрировать с помощью Edify такие, например, специфические системы, как SABRE, Reuters, Arbor.

Это ваш первый визит в нашу страну. Что привело вас в Россию?

Мы заключили первое в России реселлерское соглашение с компанией CSBI. Оно стало частью программы расширения нашего присутствия в Европе, где сегодня происходит лавинообразный всплеск спроса на финансовые услуги, предоставляемые с использованием нетрадиционных каналов. Соглашение с CSBI не эксклюзивное, мы готовы к сотрудничеству с любыми заинтересованными компаниями. Однако в ближайшем будущем в данном регионе нам достаточно одного партнера, особенно если учесть большой опыт CSBI в банковской сфере и наличие у нее широкого круга клиентов из числа региональных банков. Пока у S1 нет непосредственных клиентов в России, однако наши решения используют подразделения ряда зарубежных банков, имеющих представительства в вашей стране.

Как S1 осуществляет поддержку партнеров?

Во всех регионах стратегия у нас одинаковая. В США есть различные уровни сертификации, а в Европе, где партнерская сеть еще только строится, все наши партнеры находятся на одном уровне. Предусматривается полный комплект поддержки: обучение, маркетинг, техническое сопровождение, консалтинг. Мы создаем академию тренинга в Лондоне для европейских партнеров и клиентов; здесь можно будет получить документацию, освоить методологию, принять участие в программе поддержки разработчиков. Мы проводим семинары и конференции для клиентов. Все как обычно, и нет необходимости как-то выделять Россию — это такая же европейская страна.

Как показывают мои наблюдения, российские банки пока не спешат обзаводиться модными Internet-системами. Далеко не каждый финансовый институт имеет даже свой сайт, не говоря уже о намерении предлагать серьезные, а не только информационные услуги по Сети.

Так не слишком ли оптимистичны ваши ожидания от российского рынка?

Если ничего не делать сегодня, завтра будет поздно. Действительно, в очередь за нашими, да и другими Internet-решениями российские банки пока не стоят. Однако не надо забывать, что мы предлагаем услуги, не только ориентированные на Internet. Широко используются и традиционные средства: телефон, мобильные системы, факс. Наша задача предоставить каждому клиенту индивидуальное обслуживание, причем независимо от способа, который он выбрал для обращения к финансовому институту.

С другой стороны, многие российские банки внимательно смотрят друг на друга и следят за ситуацией на Западе, отслеживая новые тенденции. Глобальные и национальные финансовые группы всерьез рассматривают перспективы использования новых унифицированных технологий. Например, крупный уральский банк «Северная казна» 40% всех платежей проводит через Сеть; каждый новый клиент при заключении договора на обслуживание подключается к Internet-банкингу.

Когда, по вашим прогнозам, в России следует ожидать всплеск интереса к решениям S1?

Интерес уже налицо. Ряд российских отделений зарубежных банков используют в своих штаб-квартирах системы S1 Retail Banking. Есть заинтересованность и у крупнейших российских банков. Ну а дальше все зависит от общей обстановки у вас в стране и от активности наших партнеров. Если не произойдет очередных коллапсов в финансовой сфере, мы ожидаем рост интереса к нашим решениям через полгода-год.

Что такое финансовый портал в понимании S1?

Логика бизнеса финансовых институтов такова, что часто клиенту требуется предоставлять много разнообразной информации, и не только финансового плана. Цель финансового портала — обеспечить клиенту доступ к индивидуальной базе портфеля его акций; к финансовому калькулятору, позволяющему с учетом процентов рассчитать прибыль от вложений; к системе оценки риска от размещения средств на том или ином депозите; напомнить о важных датах; сделать много других полезных вещей.

Существует ли проблема локализации систем Retail Banking?

EWF интернациональна, это среда, позволяющая интегрировать различные приложения и обновлять информацию в реальном времени. Например, при телефонной интеграции (Phone Integration) с помощью модуля Text to speech можно в реальном времени преобразовывать текстовую информацию в речь и обратно при ответе на нестандартные вопросы клиента. При этом с помощью компонента Backend Integration Advantages происходит идентификация (либо по звуковой подписи, либо по паролю) клиентов, уже работавших с системой. Это позволяет, например, приветствовать клиента по имени, напомнить о предыдущей истории его покупок и предложить скидку как постоянному покупателю. Или озвучить предложение повременить с покупкой до начала действия рождественских скидок либо предупредить о необходимой сумме транзакции, которая будет наиболее выгодна ему в рамках действующих тарифов. Одновременно система может предложить выбор наиболее предпочтительной для конкретного клиента формы оплаты. При наличии подобных средств становится нормой диалог типа: «Здравствуйте, Василий Иванович, в прошлом месяце через наш магазин вы приобрели три компакт-диска и радиоуправляемую машину для своего сына. Сегодня, если вы захотите сделать подарок ко дню рождения супруги, мы можем предложить 15% скидки».


SMART Options — инструмент O2O

Компонент SMART Options (Smart Marketing and Relationship Management Options) работает в составе EWF, добавляя «интеллект» в диалог с клиентом, что позволяет в реальном времени принимать решения на основе предыдущей информации о клиенте, использования данных из офисных систем и приложений CRM (Customer Relationship Management).

В состав SMART Options входят: Campaign Server (организация маркетинговых и рекламных кампаний); Control Center (мониторинг кампаний); Real-Time Miner (самообучаемая система формирования профилей клиентов); Touch Point Managers (распространение предложений по всем доступным коммуникационным каналам); Workshop (определение форматов и структур исходных данных, а также бизнес-объектов для подготовки к маркетинговым кампаниям); DataCruncher (инструментарий добычи данных).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями