Исследование ФОМ помогло обнаружить в Рунете «точку ноль»

Мария Литвинович («Страна.ру») обсуждает результаты исследований

Измерение Internet-аудитории стало весьма популярным делом — редкое аналитическое агентство не обзавелось своими на этот счет данными, по возможности отличающимися от цифр конкурентов (одни и те же результаты получать особого смысла нет, а для того, чтобы отличаться радикально, нужна по крайней мере немалая смелость). Последним на нынешний момент к высоким технологиям приобщился Фонд общественного мнения, который 20 декабря обнародовал результаты исследования, проведенного им совместно с национальной информационной службой Strana.ru (и по ее заказу). ФОМ, впрочем, не захотел довольствоваться столь скромным местом, а объявил себя первым: в пресс-релизе, сопутствующем отчету о проделанной работе, со всей подобающей скромностью сказано, что «впервые в истории социологических исследований в рамках данного проекта сделана попытка фундаментального изучения аудитории российского Интернета», и «до сегодняшнего дня научной и вполне достоверной методики опросов пользователей просто не существовало. Опросы проводились (и продолжают проводиться) в условиях, когда о формировании обоснованной по научным правилам выборки нет и не может быть речи».

Столь длинные цитаты приведены потому, что они фактически объявляют авторов всех ранее проделанных исследований — Gallup, «Комкон-2» и иже с ними — легкомысленными шарлатанами. Каким образом у ФОМ и «Страна.ру» появились «иные», нежели у всех, условия для формирования выборки, осталось неясным. Размер базы опроса, как уверяют все профессиональные социологи, имеет значение до некоего порогового значения, после достижения которого широта охвата населения точности существенно не прибавляет. Интерес подогревали обещания «демифологизации» Рунета и всего с ним связанного.

Последней посвятил свое краткое, но энергичное выступление глава Фонда эффективной политики (детищем коего является ООО «Страна.ру») Глеб Павловский. Рунет занял в речи Павловского, впрочем, весьма скромное место, большая ее часть была посвящена, естественно, политике.

По результатам обхода 62 тыс. жилищ, из которых в 30 тыс. интервьюерам отворили двери, было опрошено 69 610 россиян от 13 лет и старше. Среди опрошенных обнаружилось 2200 пользователей Сети, из которых 1800 человек согласились поговорить с интервьюерами. Таким образом, в стране обнаружилось 3,3 млн. «реальных пользователей» Internet (3,6% россиян), граждан, «имеющих возможность» (но не подключенных), — 10,3 млн. (11,3%), желающих подключиться (но таковой возможности не имеющих) — 9,95 млн. (10,9%). Знают про существование Сети, но не интересуются ею 16,8 млн. россиян (18,4%). Ничего не знают про Internet и не страдают от этого 51,8 млн. россиян (55,9%), отнесенных к категории «далеких». Самые «интернетизированные» возрастные категории — 13-19 лет (22,9% «интернетчиков») и 20-29 лет (39,9%), 60% пользователей — мужчины. Из регионов наиболее близки к вершинам прогресса, как и следовало ожидать, Москва, где подключено 12% (хотят еще 19%), и Санкт-Петербург — 9% (16%). По остальной стране пользователи (и желающие) распределены практически равномерно: в Центральном округе их 3% (10%), в Северном — 3% (9%), в Южном — 2% (11%), в Приволжском — 2% (9%), в Сибирском — 3% (10%), в Дальневосточном — 2% (10%), в Уральском — 2% (11%).

В целом результаты (полностью отчет можно увидеть в открытом доступе на сайте internet. strana.ru) вполне банальные — от «первого научного» вкупе с «демифологизацией» можно было ждать цифр или превосходящих рекордные, полученные Monitoring.ru, или, наоборот, существенно уступающие всем ранее полученным. Сами по себе они особых претензий не вызвали, представители SpyLog упомянули было о том, что их система намеряла уникальных браузеров существенно больше (5,3 млн.), но когда у нас совпадали данные о Рунете, полученные независимыми источниками?

Единственной новинкой явилось создание «клуба пользователей Интернета» — респондентов-интернетчиков, согласившихся отвечать на постоянной основе на разнообразные вопросы ФОМ и «Страна.ру». Сейчас таковых набралось «более 800», а попасть в «постоянную Интернет-выборку» может каждый желающий. Из совокупности цифр и ответов «клуба пользователей» и составили «точку ноль», от которой будут отсчитываться все изменения в Рунете. Опрос участников «клуба», состав которого будет время от времени меняться, должен будет дать картину изменения настроений пользователей Рунета.

Для поощрения участников исследования отчет о динамике (когда он станет платным) будет продаваться им со скидкой 25%. Если же они в силу юного возраста и безденежья (таковых среди согласившихся большинство) не оценят этот щедрый подарок и остальные 75% оплачивать не пожелают, то смогут получить бесплатно 25% случайно выбранных страниц отчета. Журналисты, еще не забывшие математику, немедля стали прикидывать, скольким респондентам надо объединиться для того, чтобы случайные страницы сложились в более-менее целостную картину, а совсем легкомысленные принялись досаждать докладчикам советами — выдавать бесплатно выбранную случайно четверть всех букв... или байтов.