Даже властитель дум издателей Стивен Кинг, едва оправившись от последствий чуть было не ставшей для него фатальной автокатастрофы, в которой писателю раздробило правую ногу, вновь бросился в атаку. Издательство Simon & Schuster выпустило электронную версию повести Кинга «Верхом на пуле», опубликовав ее в Сети. В этой книге все, начиная от обложки и заканчивая оглавлением, представлено в электронном виде. Всего лишь за день более 500 тыс. экземпляров повести были разобраны горячими поклонниками таланта автора, любителями новых технологий и просто охотниками за дешевыми приобретениями (говорят, что около 300 тыс. копий организаторы акции распространили бесплатно). Несомненно, в Simon & Schuster довольны такими результатами: издательство тут же объявило о предстоящем выпуске в электронном виде всех 22 приключенческих романов Мэри Хиггинс Кларк. В июле Кинг еще выше поднял ставки, разместив на своем Web-сайте первую главу нового романа The Plant и заявив, что последующие главы будут доступны тем, кто перечислит ему сумму в размере 1 долл.

Стивен Кинг — далеко не единственный известный писатель, с энтузиазмом воспринявший появление электронной литературы. Книжные магазины Barnes & Noble в американской провинции сверху донизу увешаны плакатами, призывающими талантливых, но не получивших пока признания авторов присылать свои работы на iUniverse.com — сайт самой разнородной литературы, 49% акций которого принадлежит этому гиганту книгоиздательской отрасли. Time Warner на время даже перестала трубить о союзе, заключенном с America Online, и громогласно объявила о создании сайта iPublish.com, который должен удовлетворить растущую потребность в электронных публикациях. Microsoft также не осталась в стороне, поддержав эту инициативу.

Обладатели Pocket PC могут зайти на сайт Random House, Simon & Schuster или Barnesandnoble.com и совершенно бесплатно загрузить оттуда электронную версию романа Майкла Кричтона «Линия времени» или целую гроздь фантастических рассказов из серии «Звездные войны».

По правде говоря, издательская отрасль мучительно переживает перемены, связанные с проникновением новых технологий, и крупнейшие ее представители соревнуются друг с другом в проворстве, смекалке и прочности оборонительных редутов. Впрочем, похоже, что революция приняла уже необратимый характер, а электронная книга — это всего лишь наиболее удобная и безболезненная форма повсеместного перехода к дальнейшей автоматизации, перестройке и модернизации устаревших и неэффективных бизнес-процессов.

Становление издательского бизнеса продолжалось на протяжении нескольких столетий, и стремительно ворвавшиеся в нашу жизнь информационные технологии многим до сих пор представляются неким секретным оружием.

Анне Мандер: «Многие издатели еще совсем недавно даже не рассматривали ИТ в качестве обязательной составляющей своего бизнеса

«Мне не хотелось бы называть уважаемых людей ретроградами, но вынуждена отметить, что многие издатели еще совсем недавно даже не рассматривали ИТ в качестве обязательной составляющей своего бизнеса, — подчеркнула директор информационной службы Simon & Schuster Анне Мандер. До прихода в Simon & Schuster Мандер возглавляла информационную службу компании HarperCollins. — Теперь, конечно, они все поняли и гораздо чаще включают в свои стратегические планы мероприятия, связанные с совершенствованием технологий».

Доказательством этому — беспрецедентное давление на руководителей информационных служб: от них потребовали скорейшей перестройки корпоративных систем издательств с целью создания в рекордно короткие сроки полноценных условий для вступления в цифровой век.

Большинство крупных издательств сформировали специальные подразделения, задача которых состоит в укреплении связей с Internet-компаниями, поддержании контактов с организациями, разрабатывающими стандарты, и в выборе из множества имеющихся технологий наиболее перспективных, способных занять доминирующее положение на перенасыщенном предложениями рынке.

Впрочем, все это вовсе не означает, что руководители информационных служб издательских компаний молча наблюдали за набирающей ход революцией.

Они вовлечены в процесс нескончаемых реорганизаций и слияний, будоражащих издательскую отрасль все последние годы. Их основные задачи заключаются в преобразовании набора разрозненных, устаревших систем в единую корпоративную информационную среду; в создании цифровых архивов, в которых должны быть представлены электронные копии практически всех издаваемых сегодня и выпущенных ранее книг; в построении хорошо отлаженных комплексов управления производством; в минимизации бумажных потоков и повышении качества прогнозирования; в интеграции средств электронной коммерции в Web-сайты, выполнявшие ранее чисто демонстрационные функции; в автоматизации управления заработной платой, персоналом, выпуском продукции, продажами и маркетингом, а также в построении других критически важных систем.

Дик Брасс: «Книги несут в себе красоту, но то же самое можно сказать и о летящей карете, запряженной лошадьми»

Никто (за исключением, пожалуй, Дика Брасса) еще не говорит в полный голос о смерти книг, но совершенно ясно, что распространение цифровых технологий изменит их до неузнаваемости. Недавно вице-президент корпорации Microsoft, блеснув красноречием, дал свою оценку дальнейшей судьбы изобретения, сделанного Гутенбергом 550 лет тому назад. Казалось, он забивает гвозди из слов в самое его сердце. Вот лишь несколько характерных цитат: «Книги несут в себе красоту, но то же самое можно сказать и о летящей карете, запряженной лошадьми», «Наше поколение воспитывалось на бумажных изданиях, из них оно черпало мудрость, и книги будут окружать нас до тех пор, пока мы не умрем».

«Печатные книги, или p-book, названные теперь так по аналогии с электронными (e-book), всегда считались кладезем мудрости, — заметил Брасс. — Именно поэтому люди так любят их собирать и демонстрировать другим. Но стоит ли предаваться ненужным сантиментам, если мы легко можем загрузить на электронное устройство и взять с собой в поездку в Европу десяток-другой самых полных путеводителей по тем странам, которые собираемся посетить? Один лишь беглый их просмотр поможет без труда найти лучший в городе ресторан. Чтение во время отпуска приобретает совершенно иной смысл, если имеешь возможность положить в карман 5-10 (или 10-20) романов, которые планировал прочитать за год».

Электронные книги можно дополнить функциями обработки аудио- и видеоинформации (представьте, к примеру, видеофрагмент, в котором Дж.К. Роулинг комментирует отдельные моменты своей истории о Гарри Поттере). Подобно энциклопедиям, распространяемым на компакт-дисках, эту информацию можно обновлять по мере поступления новых данных.

Издатели учебной и деловой литературы, многие из которых помимо выпуска книг предлагают курсы для преподавателей, видят в Web-технологиях средство, которое позволит по щелчку мыши получить доступ к нужной главе или выбрать требуемую порцию материала из нескольких тысяч книг и брошюр. Тем самым упрощается задача составления учебных курсов с учетом конкретной аудитории, времени и условий. В той мере, в которой это разрешено лицензионным соглашением, книга может быть куплена уже в печатном виде, своими силами выведена на бумагу в университетской типографии или загружена на компьютеры студентов в электронной форме.

«Конечно, реализация сценариев подобного рода также сопряжена с определенными сложностями, — отметил директор компании Houghton Mifflin по вопросам Web-публикаций Крис Хогг. — К примеру, что делать с перекрестными ссылками, глоссарием и оглавлением, после того как книга разбита на части?»

Мощные средства настройки и поиска, а также многочисленные архивы электронных учебников должны облегчить труд основных клиентов Houghton — преподавателей. Хогг, в частности, предлагает вместе с книгами и учебными материалами предоставлять информацию о текущем состоянии учебных планов.

Технология электронных книг позволяет пересылать информацию в самых различных форматах, из которых читатель самостоятельно может выбрать для себя наиболее подходящий. Fatbrain.com одной из первых закрепилась на новом рынке, поставляя клиентам книги, учебные материалы и различные документы для представителей деловых и научных кругов. Не так давно компания запустила новый Web-сайт MightyWords.com, на котором размещены тексты выступлений и короткие рассказы, не пользующиеся популярностью при издании в традиционном, бумажном виде. Не случайно и Стивен Кинг для электронного предложения выбрал новеллу — короткий фантастический рассказ. Если такой рассказ выпустить в твердой обложке, он будет стоить слишком дорого, а в мягкой — затеряется на полках больших книжных магазинов. В киберпространстве, не имеющем границ, издатели могут продавать книги постепенно, по главам или же предложить читателям подписаться на цифровую библиотеку.

«Издателям трудно перебороть сложившийся менталитет, но следует подумать и о перспективах, — пояснил аналитик Forrester Research Дэниэл О'Брайен. — В Web нет практически никаких ограничений. Это чрезвычайно гибкая среда, обладающая огромным потенциалом для самого разнообразного творчества. Поэты, к примеру, могли бы продавать отдельные стихотворения тем, кто ценит этот вид искусства».

В отчете, подготовленном компанией Andersen Consulting для Ассоциации американских издателей, говорится, что к 2005 году доля продаж электронных книг составит 10% общего оборота рынка литературы для взрослых и «потянет» на 2,3 млрд. долл.

Хорошо, чтобы хотя бы часть этих продаж пришлась на молодые Internet-компании, среди которых можно выделить сайт Fatbrain.com; компанию NetLibrary, помогающую найти нужную публикацию в многообразии учебной, справочной и профессиональной литературы; недавно приобретенный NetLibrary интерактивный магазин PeanutPress.com, адаптирующий книги и периодические издания к особенностям карманных компьютеров наподобие PalmPilot; компанию Glassbook, разрабатывающую программное обеспечение как для конечных пользователей, так и для управления информационным наполнением сервера и помогающую автоматизировать цепочки поставок электронных книг; а также компанию Versaware, предлагающую издателям так называемую «сеть обмена цифровой информацией», которая представляет собой набор приложений для преобразования данных, обеспечения требуемой степени безопасности, расширения функциональных возможностей устройств, организации электронных продаж и архивирования. Я уже не говорю о множестве игроков на зарождающемся рынке ПО управления цифровыми правами и о многочисленных «сайтах поклонников», позволяющих бесплатно загружать свободно распространяемые электронные издания.

Крупные издательства и книготорговые фирмы на фоне таких «работяг» кажутся безнадежно отсталыми и консервативными.

Директор Versaware Гарри Фокс, не устающий пропагандировать электронные книги, сравнил поездку на недавнюю Франкфуртскую книжную ярмарку с путешествием в страну динозавров из диснеевского фильма. В то время как издатели делали только маленькие шажки по направлению к автоматизации (особенно в области управления активами и в технологии лазерной печати, которая по сравнению с традиционной офсетной печатью обеспечивает большую гибкость), модель электронного издательского бизнеса развивалась стремительными темпами, а технологический цикл, начинающийся созданием макета и заканчивающийся продажей книги, постоянно сокращался.

«Крупные издательства вынуждены спешить, — заметил Фокс. — Они должны адаптироваться к ситуации очень быстро. Если же в кратчайшие сроки решить данную задачу не удастся, их просто выбросят с рынка. Все здесь станет ясно уже в ближайшие два года».

По мнению Брасса, поддерживающего тесные связи со многими из таких «динозавров», переходный период продлится дольше, но и он согласен с тем, что ближайшие два года станут решающим этапом для электронного книгоиздания.

«Крупные компании не стали бросаться в омут с головой, — пояснил он. — Они предпочли осмотреться и оценить потенциал формирующегося рынка. Однако время осторожных консерваторов уходит. Если они не выйдут к клиентам прямо сейчас, я не поручусь за то, что им удастся сохранить свои позиции».

По словам аналитиков, а также представителей издательской отрасли и Internet-компаний, желающим остаться в игре необходимо срочно принимать самые радикальные меры. Реформы не затянутся надолго, но в ряде случаев могут оказаться весьма болезненными. Прежде всего следует перевести все текущие и прошлые издания в цифровой формат, совместимый с разрабатываемым сейчас стандартом Open eBook. Файлы должны быть представлены в как можно более общем виде. Это упростит процедуру их преобразования в другие форматы в течение периода, пока на рынке не выявится доминирующий стандарт. Цифровые библиотеки необходимо перевести в архив способом, который позволит гарантировать должную гибкость, эффективность и безопасность и с самого начала обеспечит интеграцию в электронную книгу информации об авторских правах. Предполагается, конечно, что издатели будут обладать правами на цифровые издания, но здесь могут возникнуть осложнения с книгами, выпущенными ранее, поскольку до недавнего времени подобные вопросы попросту не оговаривались.

Далее издателям нужно определиться с ценами. С одной стороны, торговля, безусловно, должна приносить прибыль. А с другой — сообразительные клиенты понимают, что затраты на выпуск цифровых книг несоизмеримы с расходами на бумагу, печать, материал для обложек и типографский клей. Ценообразование — это, пожалуй, самый больной вопрос для отрасли. Некоторые издатели утверждают, что размещение Стивеном Кингом своих рассказов на Web-сайте принесло больше вреда, чем пользы. Если уж Стивен Кинг ничего не стоит, зачем платить хотя бы доллар за произведения никому не известных начинающих писателей? Авторы тоже будут действовать исходя из собственных интересов. Вполне возможно, они вообще разорвут отношения с издателями, создадут свои сайты и начнут напрямую предлагать книги читателям. Подобный сценарий представляется вполне вероятным в условиях нового мирового информационного порядка и повсеместного распространения Internet.

Управление цифровыми активами с использованием системы их создания и поддержки — один из ключевых компонентов подготовки издателей к выходу на рынок электронной коммерции. Подобная система позволяет составить перечень книг, которые будут печататься, если издатели убедятся, что книги пользуются спросом и способны обеспечить прибыль. Сама библиотека также будет служить источником постоянного, пусть даже и скромного дохода. Эта процедура — не просто оцифровка уже существующих книг.

«Издателям необходимо переосмыслить процесс создания информационного наполнения, способы управления процессом формирования ассортимента, — подчеркнул Андрес Садлер, сотрудник Andersen Consulting. — Некоторые издатели уже вносят соответствующие коррективы в свои бизнес-процессы, пытаясь сделать их более эффективными».

«Все приходится делать совершенно по-новому, — отметила вице-президент компании Simon & Schuster Online Кейт Тентлер. — Основная трудность, с которой приходится сталкиваться, состоит в том, чтобы убедить людей полностью изменить свои системы. Чтобы удержаться на рынке, необходимо перестраивать свою деятельность, но это очень трудоемкий процесс. И я сочувствую тем, кому приходится пройти через такое».

«Несмотря на то что в течение какого-то времени компании PeanutPress, Versaware и Glassbook помогают издательствам осваивать электронные технологии, все равно решения, касающиеся формирования цифровых архивов, принимать совсем непросто, — отметила Мандер. — Нам приходится создавать цифровые копии всех имеющихся у нас книг, а это огромные объемы информации. Каждый пытается предложить наилучшую модель информационного наполнения, представить его в форме, обеспечивающей эффективное применение и повторное использование».

Некоторые издатели утверждают, что размещение Стивеном Кингом своих рассказов на Web-сайте принесло больше вреда, чем пользы

Директор информационной службы компании Random House Джон Бьюз занимается созданием системы управления цифровыми активами уже более двух лет.

«В поисках эффективных способов управления информационным наполнением наша компания не только готовилась к выходу на рынок электронных книг, но и полностью пересматривала все свои бизнес-процессы, — сообщил Бьюз. — Наши рассуждения выглядели примерно так: если мы приступаем к формированию цифровых фондов и у нас имеется соответствующее хранилище, значит, в случае необходимости мы сможем получить и файлы для печати большими тиражами, для печати по запросу или для выпуска электронных книг».

Бьюз, как и его коллеги из Simon & Schuster, очень много времени вынужден тратить на встречи с представителями компаний, занимающихся разработкой оборудования для электронных книг и средств защиты авторских прав, однако самой сложной задачей он считает не освоение нового рынка, а изменение корпоративного мышления: «Реальная трудность заключается в том, чтобы организовать весь этот процесс в комплексе. В тесном взаимодействии с сотрудниками производственных подразделений вам приходится создавать цифровые библиотеки фактически с нуля».

А вот директора информационной службы компании Scholastic Мориса Гринфилда даже такая бешеная гонка не смогла поставить в тупик. Компания, специализирующаяся на издании детских книг (хорошо известна ее серия книг про Гарри Поттера), провела определенные мероприятия по переводу имеющихся в ее распоряжении книг в цифровой формат и созданию необходимых метаданных, но задачи преобразовать все когда-либо изданное не ставилось. Если кто-то захочет получить какое-то конкретное издание, заказ можно будет выполнить достаточно быстро.

Но это не означает, что Scholastic не принимает участия в формировании Web-экономики.

Благодаря усилиям руководителя группы Internet-технологий Рут Отте у компании уже выработана трехэтапная стратегия в отношении Web. Первоочередная задача состоит в привлечении к Web-сайту компании новых и уже существующих клиентов и создании интерактивного клуба книголюбов. Ожидается, что число пользователей превысит 1,8 млн. человек и принесет Scholastic 350 млн. долл. На втором этапе планируется запустить коммерческую версию Web-сайта, позволяющую преподавателям заказывать книги и другие учебные материалы через Internet. В следующем году компания намерена добавить к нему ряд профессиональных служб, поддерживающих организацию интерактивных семинаров, электронных учебных курсов и т. д.

Пока на сайте книголюбов была представлена лишь служебная информация, Отте и Гринфилд общались от случая к случаю. Летом же этого года они стали встречаться почти ежедневно.

«Тесные контакты Scholastic с читателями — преподавателями, входящими в состав клуба книголюбов уже в течение многих лет, — во многом упрощают реализацию задач, стоящих перед компанией в электронный век», — отметила Отте.

Такой вид бизнеса, жестко ориентированный на определенных клиентов, довольно редко встречается в издательской среде. Как правило, книги выпускаются, покупаются и продаются без глубокого анализа места продукта на рынке.

«Переходя на другие формы представления литературы, издатели рискуют потерять своих читателей, — заметил О'Брайен. — Необходимо создать условия, при которых потенциальные клиенты будут знать об очередной книге любимого автора и следить за ее появлением. Нужно заниматься подготовкой нового поколения покупателей, и электронные книги могут помочь в этом».

В действительности улучшение прогнозирования, расширение функциональных возможностей интерактивных систем и улучшение качества обслуживания клиентов, обеспечиваемые технологией электронных книг, способствуют повышению интереса читателей к новым формам книгоиздания. Один из лидеров данного направления генеральный менеджер iPublish.com Грег Войнау так охарактеризовал этот процесс: «Мы пытаемся осуществить переход от бизнеса книгопечатания к бизнесу, основанному на оценке и удовлетворении потребностей читателей».


История идет вперед

Издательская индустрия начинает зарабатывать себе на хлеб электронными публикациями. Вот хроника всего двух летних недель

24 июля Стивен Кинг начал напрямую продавать читателям главы своего нового произведения «The Plant» с Web-сайта www.stephenking.com.

31 июля Компания Random House объявляет о создании подразделения AtRandom, которое будет заниматься изданием цифровых книг.

1 августа Компания iPublish.com, входящая в состав Time Warner Books, представила первый список своих электронных изданий.

8 августа На сайте Barnesandnoble.com открывается магазин eBookStore, который специализируется на розничных продажах электронных книг.


Душа новых книг

Представителям издательской отрасли следует обратить внимание на следующие особенности цифровой революции

ФОРМАТЫ ФАЙЛОВ

Поскольку между разработчиками программного обеспечения электронных книг идет отчаянная борьба за место под солнцем, издателям можно временно остановиться на стандарте OEB, предложенном ассоциацией Open eBook Forum. Впоследствии, по всей видимости, файлы не составит труда адаптировать к особенностям конкретного считывающего устройства. В настоящее время на рынке представлены форматы Adobe PDF, Microsoft Reader, Glassbook Reader (на эмоциональном уровне эта компания является безусловным фаворитом среди приверженцев электронных книг), а также оригинальные форматы NetLibrary, NuvoMedia, SoftBook и Versaware.

УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВЫМИ ПРАВАМИ

Технология DRM включает в себя средства электронной защиты авторских прав (предлагаемые такими компаниями, как InterTrust Technologies и Xerox) и электронные блокирующие «конверты», в которых содержится информация о том, кем, когда и каким образом открыт файл электронной книги. Одним из крупных представителей данного направления, названного цифровым клирингом, является компания Reciprocal. Спецификации Electronic Book Exchange (EBX) — стандарт для рассылки информации об авторских правах — в настоящее время находятся в процессе разработки и поддерживаются компаниями Glassbook, Adobe и рядом других.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТА

«Субпиксельные» технологии обеспечивают гораздо более четкое представление мелкого шрифта на экранах жидкокристаллических дисплеев. По мнению аналитиков, их развитие станет дополнительным стимулом для привлечения покупателей в сферу торговли электронными книгами. Технология Microsoft ClearType, поддерживаемая сегодня пакетом Microsoft Reader, как предполагается, со временем будет интегрирована в Windows. А компания Adobe намерена встроить собственную технологию CoolType в Adobe Acrobat.

ОБОРУДОВАНИЕ

Компания NuvoMedia предлагала клиентам карманный компьютер RocketBook. У компании SoftBook Press имелось устройство Reader. Размеры того и другого примерно соответствовали размерам небольшой книги. Оба были оборудованы экраном с подсветкой и поддерживали ряд дополнительных возможностей. Всем они нравились, но никто (или почти никто) их не покупал. В конце концов корпорация Gemstar International Group приобрела обе компании и подписала с крупнейшим производителем бытовой электроники Thomson Multimedia контракт, в соответствии с которым Thomson взяла на себя обязательство выпустить устройство для массового рынка к рождественским праздникам 2000 года. Поддерживаемые Microsoft карманные компьютеры Pocket PC, а также устройства Palm совместимы с технологией электронных книг.


Затишье на фронте электронных книг

Издатели, приверженные традиционным технологиям, не скрывают своего намерения осваивать цифровую сферу, но, судя по крупной выставке Book Expo America, проходившей летом в Чикаго, о какой-то серьезной угрозе революции электронных книг говорить пока не приходится.

Если судить по внешнему виду стендов крупнейших издательств, год 2000-й ничем не отличается от 1960-го или 1980-го. Почти у всех выставлены длинные ряды книг в твердых обложках, а слова о новых технологиях можно услышать крайне редко. Сотрудники Random House — обладателя одного из самых крупных стендов — дошли до того, что вообще выключили все установленные на экспозиции компьютеры.

Отсутствовала на выставке только компания Gemstar — владелец технологии Rocket eBook, хотя и она направила своих представителей на конференцию. Amazon.com ограничилась лишь установкой большого рекламного щита за пределами выставочного зала да скромным стендом с описанием программы продаж.

На презентациях технологий внимание присутствующих акцентировалось на защите авторских прав, ограничениях, которые устанавливаются для интерактивных пользователей, на особенностях среды электронных книг (доставка интересующей клиента и доступной ему информации в течение нескольких секунд). Компании Ebrary, Glassbook, NetLibrary и SoftLock рассказали о шифровании PDF-файлов уникальными ключами, о порядке взимания платы за предоставляемый текст и о встраивании регистрационных кодов в интерактивные справочные материалы.

Достаточно ли всего этого, позволят ли подобные усилия полностью реализовать потенциал Internet?

К чести издателей, применяющих традиционные технологии, похоже, они согласны инициировать переход к новой экономике и перевести имеющуюся у них информацию в цифровой формат.

Компания John Wiley & Sons, несмотря на весьма консервативный выставочный стенд, проводит необходимые мероприятия по переводу своего каталога в формат XML и адаптации к другим распространенным стандартам. При поступлении заказа можно будет быстро отпечатать требуемый тираж или разослать книги в электронном виде. Директор информационной службы John Wiley & Sons Гуэн Джонс утверждает, что компания намерена создать стандартные электронные шаблоны и хранилища для издаваемых ею более чем 200 профессиональных журналов.

Посетив выставку, я еще раз убедился в том, что книгоиздательская отрасль задумывается о своих традиционных ценностях. Маленький пример: на конференции, посвященной электронным книгам, владелец одной небольшой книжной сети откровенно усмехнулся в ответ на вопрос о том, сможет ли распространение электронных книг уберечь читателя от скучных и грязных изданий.

Джейсон Комптон

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями