Запущена беспроводная сеть передачи данных на территории грузового терминала «Шереметьево»

Геннадий Зубанов: «Задачи управления ресурсами наземных служб — вторая по важности после аэронавигации»

Проект построения сети был выполнен на базе оборудования BreezeNET PRO израильской компании BreezeCom.

Ввод в эксплуатацию первой очереди сети — итог трехлетней работы сотрудников Diamond и отдела АСУП «Шереметьево-Карго». Отмечая значение выполненного проекта с точки зрения автоматизации управления предприятием, заместитель директора «Шереметьево-Карго» Геннадий Зубаков сказал, что «задача управления ресурсами стоит по важности на втором месте после аэронавигации в аэропорту». По оценкам выступавших, «Шереметьево-2» стал первым в стране воздушным портом, техническое и информационное оснащение которого соответствует уровню ведущих международных аэропортов.

«Шереметьево-Карго» — крупнейшее российское предприятие, обеспечивающее полный комплект услуг по транспортной логистике. Предприятие обслуживает обработку грузов не только на внутренних, но и на международных авиалиниях. Разумеется, это предъявляет высокий уровень требований к качеству обслуживания заказчиков. Задержка вылета любого рейса по вине транспортного агента, который не смог организовать своевременную погрузку на борт заявленных грузов, оборачивается большими убытками авиакомпании. Поэтому, как заявили руководители «Шереметьево-Карго», ни один крупный международный перевозчик не станет работать с аэропортами, не оснащенными современной службой слежения за грузопотоками.

Интерес заказчика к технологиям беспроводной передачи данных вполне закономерен. Автоматизация слежения за грузоперевозками предусматривает необходимость создания подвижных рабочих мест в едином информационном пространстве предприятия непосредственно под бортом обслуживаемого судна. Использование штрихового кодирования призвано решить проблему оперативной и безошибочной загрузки в информационную систему данных о грузе, поэтому подвижные рабочие места было решено оснащать сканерами штрих-кода, портативными компьютерами и терминальными радиомодемами.

В результате проведенных экспериментов с помощью развертываемой сети была получена устойчивая связь как со стационарными объектами, так и с автомобилями, перемещающимися по территории зоны перрона аэропорта со скоростью до 40 км/ч. Преимущества беспроводного решения очевидны: места погрузочно-разгрузочных работ и база данных транспортного предприятия находятся на значительном удалении друг от друга, поэтому выигрыш в ускорении работы терминала бесспорен. Кроме того, использование мобильных рабочих мест, имеющих связь с центральным терминалом, позволяет осуществлять дополнительный контроль за правильностью адресации груза и соблюдением технологических операций. За первые месяцы эксплуатации новой системы контроля за грузопотоками в «Шереметьево-Карго» не было зафиксировано ни одного случая потери грузов на всех этапах — от складирования до авиаперевозки.

Внедрение беспроводной сети передачи данных в Шереметьево преследовало две основные цели. Во-первых, этот проект являлся продолжением комплексной автоматизации предприятия, а во-вторых, благодаря оперативной обработке грузопотоков оказалось возможным предоставлять партнерам информационные услуги о движении грузов. К слову, по словам Зубакова, более полутора лет «Шереметьево-Карго» практикует предоставление в аренду партнерам приложений по схеме ASP (application service providing).

Единственным сдерживающим фактором было отсутствие надежных физических каналов связи в зоне обслуживания. Как подчеркнул руководитель подразделения беспроводных систем компании Diamond Константин Шарапов, «мы выявили нишу, в которой нам предстояло работать как системному интегратору, — построение радиоканалов высокой надежности; построение приложений было отдано в компетенцию отдела АСУП заказчика, учитывая специфику системы и требования к безопасности».

На оборудование BreezeCom выбор пал по целому ряду причин, включая узость требуемого диапазона частот, его способность работать в сложных погодных и рельефных условиях и возможность питания стационарных устройств от бортовой сети автомобиля.

Оказалось, что технология скачков по частоте (FHSS), используемая в серии BreezeNET PRO, полностью учитывает особенности сложной электромагнитной обстановки в зоне аэропорта. Дополнительным аргументом явилась возможность программного изменения рабочей полосы частот, которая составляет всего 3 МГц в диапазоне 2,4 ГГц. Таким образом, была успешно решена проблема не только официального разрешения на использование частот Госсвязьнадзором, но и безопасного функционирования служб аэронавигации, что можно считать наиболее важным в работе сети.

Планы развития проекта предусматривают ввод в эксплуатацию второй очереди беспроводной сети «Шереметьево-Карго» в зоне аэропорта «Шереметьево-1». С реализацией этого этапа работ будет создана крупнейшая беспроводная инфраструктура каналов передачи данных для совместного использования всеми привязанными к воздушному порту наземными службами. Но главное — удачное начало. По утверждению представителей Diamond, «Шереметьево-Карго» стал первым заказчиком в России, который решился использовать высокоскоростную сеть передачи данных для мобильных абонентов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями