Искусственные субъекты всегда в хорошем настроении и всегда готовы к работе

Каждый из нас об этом знает не понаслышке. Разница — в характерах, то есть в неком не поддающемся объяснению наборе качеств, который либо внушает отвращение, либо вызывает симпатию. Но каким образом все это можно применить к компьютерам?

Ученые Массачусетсского технологического института и других организаций создают искусственные субъекты, программные агенты и роботы, способные не только традиционным образом решать задачи, опираясь на запрограммированные правила, но и постигать новую информацию, учиться вести себя по-новому и даже выражать эмоции. Представьте себе автоматизированную службу поддержки клиентов с доброжелательными электронными «сотрудниками». Или киберврачей, способных обеспечить безупречный уход за больными. Или актеров, которые не просто могут сыграть роли Гамлета или Офелии, но и стать этими персонажами. А ведь было бы неплохо заполучить дворецкого, горничную или садовника с тем характером, который вас больше устраивает!

Чем хороши компьютеры, так это своим умением отвечать на четко сформулированные вопросы, относящиеся к жестко определенному контексту. Например, современные программные агенты могут найти данные о цене в интерактивном каталоге или подобрать подходящие рейсы для полета в определенный город. Вообще говоря, компьютеры прекрасно работают в тех ситуациях, когда вопрос можно легко преобразовать в запрос к базе данных в соответствии с предопределенной структурой. Это значит, что на данном этапе развития технологии компьютеры могут отвечать только на те вопросы, которые предусмотрели программисты, причем ответы на эти вопросы уже «заложены» в систему.

Безусловно, возникает огромное количество ситуаций, в которых требуется более интерактивное поведение, например, помочь клиенту найти продукт, который наилучшим образом удовлетворяет его требованиям, провести диагностику пациента или предложить пользователям интерактивное обучение.

Для работы в этих неформализованных ситуациях современные компьютеры, увы, не приспособлены. Следовательно, в тех случаях, когда предопределенные взаимодействия невозможны или не могут дать адекватных результатов, компьютеры не в состоянии заменить человека.

Искусственные субъекты как раз и призваны стать человекоподобными помощниками, которые, в отличие от человека, всегда находятся в хорошем настроении и которым не нужно прерывать работу, чтобы выпить кофе. Искусственные субъекты, как одна из самых захватывающих и перспективных новых технологий, используют и опираются на результаты ряда других научных дисциплин, к которым, в частности, относятся обработка естественных языков, психология и физиология.

Они также служат основой для создания интеллектуальных и автономных роботов. Хотя современные коммерческие реализации искусственных субъектов представляют собой неплохой стимул для дальнейших разработок, они, к сожалению, имеют весьма ограниченные возможности в том, что касается понимания контекста или адаптации к случайным его изменениям; они не способны к сотрудничеству, без чего невозможно человеческое общение. Чтобы искусственный интеллект хоть в малой степени приблизился по своим возможностям к человеческому мышлению, необходимы новые открытия во многих научных областях. Некоторые эксперты уверены, что значительный прогресс станет возможен только с появлением нового поколения компьютеров, способных поддерживать мыслительные процессы, моделирующие взаимосвязи между нейронами человеческого мозга.

Хотя программные агенты способны «учиться» и вести себя «по-человечески», их появление на рынке произойдет самое раннее через шесть-десять лет. Так что хватит мечтать — принимайтесь за работу!


Искусственные субъекты

Искусственные субъекты в сочетании со вспомогательными технологиями позволят создать программные агенты и роботы, которые способны, опираясь на свой личный опыт общения с людьми, научиться обслуживать нас наилучшим образом или понять, каким образом предоставить нам именно необходимую информацию. Не менее важно и то, чтобы искусственные агенты имели программное обеспечение, которое нужно будет запрограммировать лишь однажды, после чего оно способно само себя модернизировать.