Юбилей кафедры ЭВМ МИИТа

Первым заведующим кафедрой ЭВМ МИИТа, созданной в ноябре 1960 года, стал Олег Васильевич Мамонтов

Праздновали 40-летие кафедры ЭВМ МИИТа. Мы были гостями и участниками этого торжества и решили, что о нем стоит рассказать нашим читателям. Ведь эта кафедра — один из пионеров, проводивших свои работы в те годы, когда промышленное применение ЭВМ только зарождалось и сами машины были символом всего самого передового. Это кафедра, выпускники которой успешно разрабатывали самые сложные системы, работающие и развивающиеся до сих пор.

Каждый из нас попал на юбилей по своей причине. Павел Христов знал много интересного о кафедре, ее руководителях и выпускниках и с благодарностью принял приглашение быть гостем торжественного вечера.

Евгений Зиндер, выпускник 1971 года, более десяти лет работал в организованной при кафедре отраслевой научно-исследовательской лаборатории и до сих пор сохраняет дружеские отношения с преподавателями и сотрудниками. Он уверен, что на кафедре ему дали не только добротное образование. Начав работать в лаборатории, он с самого начала получил главное — широкие возможности пробовать себя на новых и крупных делах, причем без ограничений в ответственности или самостоятельности. Эта школа впоследствии помогала и помогает ему решать самые сложные технические, организационные и административные проблемы.

Нельзя не отметить общее впечатление от встречи: она проходила в такой радостной атмосфере, которая встречается разве что на более узких дружеских или даже семейных торжествах. На юбилей пришли люди, не видевшие друг друга десять, двадцать, а то и более лет, и оказалось, что они объединены самыми теплыми воспоминаниями — не только о юности, но и о совместной работе.

В конце 50-х в стране сложилась интересная ситуация. ЭВМ выпускались во все больших количествах, их становилось все больше не только в НИИ, но и на предприятиях, а специалистов для их применения и эксплуатации катастрофически не хватало. Ведь совсем недавно кибернетика считалась лженаукой и «продажной девкой империализма», и те инженеры, конструкторы и математики, которые работали в данной области, концентрировались в немногих НИИ, разрабатывающих новые машины. Кстати, эти первопроходцы, понятное дело, не имели дипломов «компьютерных специалистов». По этим причинам одна за другой были открыты три кафедры для подготовки инженеров в этой области: в МЭИ, МВТУ и МИИТе.

С самого начала кафедра объединила профессионалов, пришедших из организаций-разработчиков ЭВМ, и тех специалистов отрасли железнодорожного транспорта, которые с головой ушли в новую, романтическую и сверхинтересную область — в вычислительную технику и программирование. С факультета «Электрификация железных дорог» на кафедру пришли Б. А. Бесков и Д. В. Бирюков; из других вузов и НИИ были приглашены Г. Ф. Козловский, В. Ф. Белявский, В. А. Тафт и другие. Заведующим кафедрой стал Олег Васильевич Мамонтов. Первые студенты были приняты сразу на третий курс — их набирали из разных вузов, — а первый выпуск состоялся в 1963 году. В последующие годы прием студентов рос и достигал 100-125 человек. Сразу же началось сотрудничество кафедры с разработчиками систем управления на транспорте.

Новый и очень значительный этап наступил в 1966 году с приходом на должность заведующего кафедрой Бориса Моисеевича Кагана — не просто доктора технических наук, а лауреата государственной премии, заместителя директора ВНИИЭМа. Активизировалась научно-исследовательская работа, в том числе выполняемая по заказам различных проектных и исследовательских организаций. Была создана Научно-исследовательская лаборатория систем математического обеспечения и транспортных вычислительных машин (НИЛ СМО), работавшая непосредственно по заказам вычислительных центров железных дорог и главка вычислительной техники МПС. Этот этап продолжался более двадцати лет.

Программируемые контроллеры, работы по контролю и диагностике различных цифровых устройств, создание ПО для управляющих систем на базе однокристальных микроЭВМ — вот некоторые «классические» профили работы кафедры.

Конечно, в годы реформ и неразберихи дела шли вовсе не гладко. Как и в других вузах, уменьшился приток студентов, ухудшилось материально-техническое обеспечение учебного процесса, сократился объем хоздоговорных работ, пошатнулось положение с преподавательскими кадрами. Но произошли и положительные изменения. Кафедра получила большие права в формировании учебных планов и выборе дисциплин. Были разработаны и внедрены система изучения периферийных устройств PERUN, электронный учебник по интегральным схемам Chip Explorer, система моделирования микропрограмм SSIMP и др.

В планах кафедры — создание межкафедральной учебной лаборатории «Сетевые технологии», модернизация существующих лабораторий. Но главное — сохранился общий подход, сочетающий в себе глубокие, базовые научно-технические принципы с практикой их применения в реальных сложных задачах. Это касается и обучения, и научно-исследовательской деятельности, и конструкторских заказных работ, и выгодно отличает кафедру от некоторых иных учебных структур, полностью переориентировавшихся только на «горячие» темы, популярные продукты и т. п.

В Computerworld Россия печаталось немало материалов об истории отечественной вычислительной техники и о людях, ее творивших. И эта история продолжается на наших глазах. Желаем успеха кафедре ЭВМ, ее сотрудникам, студентам и выпускникам!


Кафедра в лицах

Анатолий Карачинский —президент группы компаний IBS, выпускник кафедры 1981 г.

Что вам дала кафедра?

Самое главное: возможность не очень много времени тратить на всякую «лабуду», а заниматься программированием. То есть не очень мучили и смотрели сквозь пальцы на то, что я не ходил на все лекции, а давали возможность работать ночами в вычислительном центре. Ну и, конечно, замечательные люди, благодаря которым появилось понимание того, как все это устроено.

Леонид Богуславский — управляющий партнер PWC, выпускник кафедры 1973 г.

Что вам дала кафедра?

На кафедре на 90% был заложен научно-технический багаж. Последующая работа дала жизненный опыт, шлифовался аппарат, отслеживались новинки, но с точки зрения подготовки кафедра дала очень много. Я думаю, что это свойство у кафедры есть и сейчас, поскольку налицо стремление отслеживать самые современные тенденции и в исследовательских направлениях, и в областях, связанных с приложениями. Но этого мало. Тут есть два аспекта: учебная подготовка и человеческий фактор — люди кафедры, преподаватели. Если мало личностей, то подготовка может быть малоуспешной. И наоборот: может быть много ярких личностей, но слабый технологический уровень. На кафедре было сочетание того и другого.

Виктор Першеев — доцент кафедры, один из первых выпускников

Как начиналось проектное, инженерное, исследовательское сотрудничество кафедры с железнодорожным транспортом?

Сейчас мне трудно хронологически точно вспомнить, когда и как начиналось сотрудничество с транспортом, но постоянно, особенно в те годы, когда кафедрой руководил Борис Моисеевич Каган, формулировалась установка на то, что мы являемся отраслевым вузом. И эта направленность поддерживалась не только нами. Когда стала развиваться специализация «прикладная математика», большое участие в этом принимала известный математик и преподаватель Елена Сергеевна Венцель. Она тоже была увлечена идеей, суть которой в том, что транспортные задачи чрезвычайно сложны, и единственное, как она говорила, чего в них не хватает, так это громких слов типа: «бортовая машина», «запуск», «ракета». По сути же кибернетические задачи транспорта — из числа наиболее сложных. Под воздействием министерства, с одной стороны, и Кагана с другой, а также людей, которые уже понимали, что представляют собой железнодорожные задачи, кафедра была и остается активно развернутой в сторону транспорта.

Михаил Шамров — доцент кафедры ЭВМ, выпускник 1971 г.

Как сейчас осуществляется работа по темам транспорта?

Теснее всего мы работаем с тремя отраслевыми организациями: ГВЦ МПС, ИВЦ Московской железной дороги и ВНИИАС. Для ГВЦ мы готовим специалистов по мэйнфреймам. Начинаем делать аналогичную работу для ИВЦ. Для ВНИИАС ведется ряд работ по внедрению микропроцессорных устройств управления на локомотиве и других системах автоматики. В частности, это комплексная локомотивная система безопасности, для которой разрабатывается точечный канал связи на самой современной элементной базе.

Валерий Нагинаев — один из первых сотрудников кафедры, и. о. завкафедрой

Каким вы видите будущее кафедры?

Ближайшее будущее — в подготовке специалистов высокой квалификации. Основная забота на этом направлении — создание новых дисциплин. На очереди открытие специальности «Комплексная защита информационных систем». А это означает новые учебные планы, проведение приема в 2001 году. Преподаватели и новые дисциплины — это и проблема, и основная задача, но она будет решена.