Технологии компьютерной и IP-телефонии стали самостоятельными направлениями

Ее учредителем и организатором вновь выступила компания CompTek и руководимая ею соответствующая рабочая группа Ассоциации документальной электросвязи. Открывая конференцию, председатель исполкома АДЭ Аркадий Кремер особо отметил ключевую роль CompTek в формировании IP-телефонии в России как самостоятельной отрасли телекоммуникационных услуг.

Отправным моментом на этом пути считается 1 июня 1999 года, день, когда IP-телефония была официально легализована в нашей стране и приравнена по своему статусу к телематическим услугам. В 2000 году отрасль переживала бурный рост, о чем свидетельствуют цифры, приведенные руководителем АДЭ. Так, за последние полгода количество лицензиатов в области IP-телефонии увеличилось более чем вдвое и превысило 400 организаций. В этих условиях актуальной задачей комитета АДЭ является разработка технических требований и норм по оценке качества услуг пакетной телефонии.

Генеральный директор CompTek Андрей Бряндинский подчеркнул, что в процессе своего развития «зародившиеся в одном флаконе» технологии компьютерной телефонии (КТ) и IP-телефонии (IPT) разделились и стали самостоятельными направлениями. Совместное проведение конференций по ним сегодня уже скорее дань традиции, чем необходимость.

На конференции эти два технологических потока практически никак не пересекались, подчиняясь собственному регламенту. Единственное, что их объединяло, — это перерывы, а также включение в программу докладов от компании Dialogic, ставшей в России родоначальницей обеих отраслей. Однако в целом создавалась впечатление, что время КТ то ли еще не совсем пришло, то ли его пик уже плавно и незаметно прошел: количественный перевес участников и накал страстей явно был на стороне «IP-телефонистов».

Причина такой диспропорции, вероятно, кроется в том, что рынки КТ и IPT развиваются разными темпами в различных потребительских нишах. Если технология пакетной передачи голоса активно завоевывает место под солнцем в бизнесе операторского класса, то преобладающее применение КТ — корпоративные приложения, повышающие эффективность работы предприятий. IPT наглядно демонстрирует пользователям экономическую целесообразность, выражаемую в экономии расходов на дальнюю связь. Повышение же доходности операторского бизнеса от внедрения платформ КТ не столь очевидно и требует скрупулезного маркетингового расчета. Часто приходится слышать мнения самих операторов о том, что за информацию у нас «люди платить не привыкли», поэтому большинство установленных систем массового обслуживания на базе КТ приносят несопоставимо меньшие по сравнению с основным бизнесом доходы.

Технический директор CompTek Петр Кочегаров сделал подробный анализ нынешнего состояния рынков КТ и IPT. По его мнению, сектор VoIP (Voice over IP) оказался едва ли не единственным, на котором кризис практически не отразился. Так, в 1999 году объем продаж Dialogic и Cisco, измеренный в количестве голосовых портов, не уменьшился по сравнению с 1998 годом, а в текущем году продолжил свой рост. Поскольку каналы поставок оборудования VoIP достаточно размыты, оценки, приведенные Кочегаровым, выглядели весьма приблизительными: 5-10 тыс. портов и 4-6 млн. долл. ежегодно. Более структурированный по каналам поставок сектор КТ дал следующие результаты: 12 тыс. портов и 2,5 млн. долл. в год.

В обеих отраслях усилилась тенденция роста относительной доли цифровых решений высокой плотности (платформ, поддерживающих восемь и более цифровых портов). «Хитом» продаж сезона 2000 года стали платы Dialogic серии QuadSpan с голосовыми и факсимильными портами, обслуживающие цифровые потоки E1 (30 голосовых каналов). Лидеры среди приложений КТ — по-прежнему центры обработки телефонных вызовов (сall сenter), за ними следуют приложения для сетей VoIP и сигнализации SS7, переадресации вызовов (call routing) и интерактивных голосовых автоинформаторов.

Знаковым явлением уходящего года на рынке IPT можно назвать растущий интерес к Ethernet-телефонии, свидетельствующий о том, что технологии пакетной передачи голоса стали завоевывать популярность в среде корпоративных проектов. Корпоративный сегмент IP-телефонии возглавляет компания Cisco, предложившая рынку интегрированную архитектуру передачи голоса, данных и видео AVVID. На пятки ей наступают традиционные конкуренты — Nortel, Lucent и Siemens, которые разработали модели Ethernet-телефонов стоимостью 150 долл. Кстати, именно высокая цена на абонентские устройства Ethernet-телефонии (порядка 650 долл. за терминал Cisco 7960) в основном сдерживала широкое использование этой технологии в корпоративных проектах.

Директор по развитию бизнеса компании CompTek Игорь Масленников отметил, что будущий год, вероятно, положит конец доминированию протокола H.323 в сетях IP-телефонии. Ведущие мировые производители оборудования, Cisco, VocalTec, Ericsson, Lucent и пр., так и не смогли достичь интероперабельности шлюзов по протоколу H.323, хотя отдельные стендовые испытания все же доказали возможность такого результата. На смену сложному и неоднозначно описываемому стандарту приходит новый протокол SIP, оптимизированный специально под передачу телефонных вызовов по глобальным IP-сетям. Вероятно, ему предстоит стать объединяющей основой сетей, построенных на разных программно-аппаратных платформах.

SIP позволяет направлять вызовы как по телефонным номерам, так и по адресам электронной почты и уже поддерживается в Ethernet-телефонах Cisco. Согласно заявлению Стива Лейланда, вице-президента по продажам Dialogic в регионе EMEA, его компания существенно расширяет ассортимент аппаратно поддерживаемых сигнализаций, включая, помимо H.323, протоколы SIP и Megaco. А известный в нашей стране провайдер IP-телефонии Tario.net разработал специальный шлюз SIP-H.323/Signaling Gateway, который призван обеспечить сопряжение абонентских SIP-устройств с действующей сетью на основе H.323. Главной гордостью разработчиков шлюза является то, что он фактически заменяет управляющее звено архитектуры AVVID, сервер Call Manager, который дополнительно увеличивает стоимость корпоративного решения на 14 тыс. долл.

Однако, как показала конференция, рынок IPT действительно уже достаточно зрел для того, чтобы не покупаться на дешевизну решений. Существуют более весомые факторы, из-за которых пионеры технологий IPT, VocalTec и Dialogic быстро теряют рыночную долю главным образом в пользу Cisco Systems. Представители операторского бизнеса смотрят с недоверием на любые Windows-платформы, тогда как поддержка Unix-подобной системы (особенно FreeBSD) гарантирует любому решению операторского класса существенные преимущества. «Тарио», по-видимому, так и останется единственной российской платформой для операторов IP-телефонии, «от и до» построенной на аппаратном обеспечении Dialogic, использующем ядро Windows и предлагающем для создания готовых приложений интерфейсы Windows API. И, пока менеджер компании VocalTec Илья Гольцман эмоционально настаивал на том, что «время VocalTec не закончилось», представители российских компаний больше интересовались, почему шлюзы IPT «не выпускаются под Unix».

Другой важной особенностью российского рынка IPT явилось вовлечение в игру крупных Internet-провайдеров и традиционных операторов дальней связи. Выход на рынок пакетной телефонии Internet-провайдеров общероссийского и регионального масштабов укрепил лидерство Cisco среди поставщиков оборудования. Конкуренции между «старым» и «новым» миром телекоммуникаций не получилось, так как истинных приверженцев «старой доброй» телефонии почти не осталось. В худшем случае можно наблюдать смешение черт пакетной и традиционной телефонии, что выражается в появлении многочисленных служб для массового потребителя по телефонным картам по ценам, как говорится в рекламе, «дешевле обычной междугородки». При этом операторы нередко пытаются скрыть от потребителей факт использования технологий пакетной коммутации голоса по причине того, что в сознании обывателя Internet-телефония априори означает некоммерческое качество услуг.

В принципе такая точка зрения до сих пор имеет право на жизнь. Некоторые провайдеры услуг используют в качестве транспортных каналов публичный Internet, практически не заботясь об обеспечении приоритетности голосового трафика или расширении пропускной способности. Разумеется, это снижает издержки провайдера и даже позволяет ему демпинговать, но вместе с тем компрометирует саму идею коммерческой IP-телефонии как связи, обслуживающей бизнес.

Нельзя не сказать еще об одной тенденции, проявившейся в индустрии IP-телефонии за последний год. В данном случае речь идет о воплощении концепции интеллектуальной сети на технологической базе VoIP. Как заметил Андрей Шишло, директор по маркетингу компании-оператора RGC, нынешние сети IP-телефонии стараются не уступать по интеллекту современным телефонным сетям. Как и в традиционной телефонии, «логика реализации услуг выносится за пределы коммутаторов», роль которых в архитектуре сетей IP-телефонии играют шлюзы и гейткипперы. Вынос бизнес-логики оказания услуг в единую базу данных оператора позволяет централизовать управление доступа к услугам, мониторинг и биллинг в масштабах глобальной IP-сети. Поэтому может оказаться вполне справедливым утверждение, что «время VocalTec не закончилось», также как и то, что время серьезных операторских приложений для IPT только начинается.

Бывшие конкуренты на рынке IP-телефонии, Cisco и VocalTec, теперь идут вместе на тендеры и совместными усилиями способствуют строительству глобальных сетей, таких как ITXC. Причем разделение ролей выглядит очень гармоничным: Cisco отвечает за аппаратную часть маршрутизации вызовов, а VocalTec — за программную поддержку необходимых служб. Кроме того, VocalTec предоставляет операторам открытые интерфейсы гейткипперов для создания конечных приложений типа внутреннего биллинга и межсетевого клиринга и поставляет собственные приложения. В частности, компания возлагает большие надежды на созданные ею продукты VocalTec InterDomain, выполняющие функции межсетевого расчетного центра, и SoftSwitch — программный маршрутизатор, выбирающий оптимальный путь терминируемого трафика в соответствии с заданными критериями.

На базе альянса Cisco-VocalTec сегодня создаются самые современные службы в сетях пакетной передачи голоса. В сети «Корпорации ОСС» введен глобальный роуминг абонентов в 30 странах мира, при этом роуминговые услуги дифференцируются по стоимости в зависимости от множества учитываемых условий. А российская компания IPClearingboard объявила о создании службы, с помощью которой операторы IP-телефонии смогут в реальном времени выбирать, на какой шлюз из представленного перечня ресурсов им выгоднее терминировать исходящие звонки. Пока эта своеобразная «онлайновая биржа» IP-телефонии готова обслуживать операторов, имеющих шлюзы Cisco, VocalTec или Clarent.


Качественные изменения KT

Соотношение платформ компьютерной телефонии по высокой и низкой плотности портов


Кому это надо

Сегменты рынка компьютерной телефонии в 1999 г.(в процентах от общего числа участников)

Разработчики70%
Операторы27%
Интеграторы3%
Источник: Comptek