Определение

Производство точно в срок (JTM — just-in-time manufacturing) предполагает доставку сборочных единиц на завод-изготовитель менно тогда, когда они оказываются нужны в производственном цикле. Компании начинают осваивать Internet-технологии для связи со своими поставщиками, размещая заказы на оперативную доставку, что делает этот процесс более гибким и быстрым.

Необходимо обеспечить полную прозрачность информации для всех звеньев цепочки поставок.
Стив Дэвид, директор информационной службы компании Procter&Gamble

Если бы у производителей был хрустальный шар, заранее предугадывающий все желания клиентов, можно было бы все делать не спеша, упреждая события задолго до их зарождения. Пока же крупные корпорации вынуждены постоянно торопиться, пытаясь не отстать от наметившихся тенденций, и заботиться о своевременной модернизации производства.

Такая стратегия позволяет им закупать и получать необходимые компоненты непосредственно перед применением сборочной линии. Соответственно, снижаются затраты на управление запасами и хранение временно не используемых элементов.

Некоторые компании (например, SAP) уже давно предлагают программные системы планирования ресурсов предприятий (ERP — enterprise resource planning), обеспечивающие координацию поставок и организацию производства точно в срок, но тем не менее аналитики считают, что положение в этой области по-прежнему далеко от совершенства. Серьезных положительных сдвигов можно добиться за счет применения технологий Web.

Первыми производителями, внедрившими у себя системы поддержки процессов производства точно в срок, стали автомобилестроительные фирмы (в частности, Toyota Motor Sales USA). Вслед за ними по этому пути пошли компании, занимающиеся разработкой высоких технологий: Round Rock, Dell Computer и Cisco Systems.

«Система производства Toyota славится своей эффективностью и скоординированностью операций, — заметил Том Джонс, старший вице-президент компании Ryder System, специализирующейся на предоставлении услуг оперативного управления поставками. — Но в то же время очень многие операции по-прежнему выполняются здесь вручную, на низком технологическом уровне.

Впрочем, руководство Toyota пытается повысить гибкость процедур управления цепочками поставок, перенося их в Web. Примеру Toyota решили последовать и другие автомобилестроители, например Ford Motor».

При возрастании потребности в комплектующих технологии Web позволяют производителям своевременно направить поставщикам дополнительные заявки. Причем никаких сложностей с обменом информацией не возникает, даже если партнеры используют различные компьютерные платформы. К примеру, при повышении спроса на машины определенного цвета производитель тут же уведомляет об этом поставщика краски, и необходимые материалы оперативно поступают на конвейер без волокиты, бумажной переписки и при минимальном вмешательстве человека.

Сборка на заказ

«В области высоких технологий изготовители все чаще отдают предпочтение сборке на заказ, при которой продукт производится и настраивается с учетом специфических потребностей клиентов, — отметил старший аналитик компании AMR Research Майкл Баркетт. — При этом большое значение приобретает оперативность выполнения заказа и своевременность доставки».

«Принцип, лежащий в основе подобного производства, мы называем 'привязкой к заказу', — сообщил представитель Dell Венансио Фигероа. — Модель ориентирована на более взвешенный подход к ведению бизнеса, на точное и пунктуальное выполнение своих обязательств как клиентом, так и поставщиком».

После того как все необходимые элементы доставлены, можно приступать к подготовке компонентов. С конвейера Dell сходит готовый компьютер. Затем выполняются процедуры тестирования и настройки продукта с учетом потребностей конкретного клиента.

Сборка на заказ — лишь одна из составных частей общей стратегии Dell, направленной на повышение эффективности производственного процесса. Помимо этого компания широко использует другие специализированные средства (например, автоматизированные сборочные линии), с помощью которых ей удалось наполовину сократить число операций, выполняемых человеком. Все это в совокупности, по словам Фигероа, приводит к заметному повышению качества.

При помощи системы управления поставками, построенной на базе технологий Internet, в компании Dell смогли сократить производственный цикл до четырех часов. После регистрации заказа компания высылает поставщикам заявку на требуемые компоненты и в течение часа-полутора получает все необходимое.

«После перехода на систему доставки комплектующих под заказ мы ликвидировали складские помещения на предприятиях и удвоили объемы производства, разместив сборочные линии там, где раньше находились склады, — отметил Фигероа. — За полгода мы рассчитываем сэкономить 15 млн. долл., а через три года сумма сэкономленных средств достигнет уже 150 млн. долл.

Как правило, все поступившие от клиентов заявки удовлетворяются в течение пяти дней. В ближайшее время компания намерена сократить и эти сроки за счет более широкого внедрения технологий взаимодействия через Web».

Помимо повышения эффективности производства распространение стратегии сборки на заказ обусловлено и другими причинами. «Компании освобождаются от ненужных им запасов, которые со временем морально устаревают,— пояснил Баркетт. — А если конструкция выпускаемых продуктов вдруг меняется, производителю ничего не остается, как выкинуть складские запасы, ставшие совершенно бесполезными».

За и против

Однако у новой стратегии есть и оборотная сторона. «Метод оперативного удовлетворения запросов требует высокой дисциплины и хорошей организации сборочного процесса, — отметил аналитик компании Surgency Дэвид Добрин. — Должна быть обеспечена четкая синхронизация всего производства. Компания не имеет права на ошибки в управлении поставками: если хотя бы один из необходимых компонентов отсутствует, вся сборочная линия встанет, а значит, время и деньги будут потеряны.

Более того, выпуск продукции на заказ к заданному сроку далеко не всегда ведет к экономии денег на управлении поставками. Часто компания работает с дистрибьютором или поставщиком, склад которого находится в непосредственной близости от производственных помещений.

Бизнес-процессы в данной области также можно было бы улучшить с помощью Internet. Многие компании подобно Dell пытаются с помощью Web-технологии повысить скорость и эффективность взаимодействия с поставщиками. Старые формы организации связи путем электронного обмена данными уходят в прошлое».

Технологии Web обеспечивают тесный контакт поставщиков с производителем. К примеру, корпорация Cisco согласовывает свои производственные планы с поставщиками, которые точно знают, когда и какой объем продукции им следует доставить.

Впрочем, внедрение Web-технологий в процесс производства на заказ сопряжено и с определенными трудностями. Компания Procter & Gamble, по словам директора ее информационной службы Стива Дэвида, уже давно ведет борьбу за унификацию форматов данных, применяемых различными поставщиками. Для преобразования данных требуется вмешательство человека, а это замедляет процесс.

В следующем году Procter & Gamble планирует оформлять половину своих заказов через Web. Это позволит на два дня сократить цикл обработки заказа.

В долгосрочной перспективе компания намерена включить в цепочку поставок, осуществляемых к заданному сроку, всех своих партнеров, начиная с розничных продавцов и заканчивая поставщиками и теми организациями, которые снабжают поставщиков исходными материалами. Но для этого необходимо обеспечить полную прозрачность информации для всех звеньев цепочки поставок.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями