ИТ в управлении экономикой железнодорожного транспорта

Константин Лисица: «Мы создаем открытую и масштабируемую систему, обеспечивающую интеграцию с существующим ПО»

Об этом заявил руководитель департамента экономики Министерства путей сообщения Борис Лапидус, открывая 28 ноября научно-практический семинар, на котором обсуждались проблемы внедрения «Информационно-аналитической системы экономического мониторинга и прогнозирования» (ИАС ЭМиП). Он подчеркнул, что применение эффективных методов экономического управления не только позволит снизить издержки и повысить доходы, но и даст возможность увеличить инвестиции в развитие производственной и социальной инфраструктуры. Одним из важнейших результатов информатизации отрасли становится оперативность принятия решений, исключающая появление управленческих ошибок. В конечном итоге информационные технологии призваны сыграть значительную роль в процессе перехода от традиционных методов управления к современному менеджменту.

ИАС ЭМиП создается Научным информационно-аналитическим центром (НИАЦ), входящим в структуру научно-исследовательских учреждений МПС, совместно со специалистами Главного вычислительного центра и ВЦ всех 17 железных дорог России. Эта работа ведется с применением продуктов и технологий SAS в рамках программы комплексной автоматизации отрасли. Ее завершение запланировано на 2003 год. «С самого начала, объединив усилия ИТ-специалистов и экономистов, мы создавали открытую и масштабируемую систему, основанную на архитектуре клиент-сервер», — говорит директор НИAЦ Константин Лисица. Такой подход позволил учесть требования развития отрасли и перейти от простейших информационных и аналитических приложений к созданию сложных комплексов моделирования и прогнозирования ситуаций, предоставляющих данные системе поддержки принятия решений. В 2000 году обеспечено ее взаимодействие с центром ситуационного управления. Появилась возможность решения таких задач, как прогнозирование объемов перевозок в зависимости от изменения внешних показателей, в том числе макроэкономических, и моделирование развития транспортного комплекса страны с учетом многоотраслевой структуры экономики.

Однако еще год назад не было необходимой информационной базы. Создавались и наполнялись информацией сетевое (центральное) хранилище и хранилища всех российских железных дорог. В настоящее время осуществляется их «привязка» к вычислительным центрам и решается проблема унификации программных продуктов, характерная для всех крупных распределенных информационных комплексов. Первичным источником информации ИАС являются «учетные» АСУ, многие из которых стали де-факто стандартами и используются практически на всех дорогах. И если существуют стандартные методы взаимодействия продуктов SAS и SAP (предприятия МПС применяют финансово-экономические приложения на основе R/3), то для других систем, часть из которых разрабатывалась около 20 лет назад, приходится разрабатывать специальные модули сопряжения.

Особое внимание уделяется методам контроля достоверности данных, вводимых в хранилища ИАС. Создана многоступенчатая «Система улучшения информации», в которой применяются методы проверок, основанные на избыточности данных, анализе статистики и тенденций их изменения. Самый «мощный» блок исследует поступающую информацию, используя алгоритмы логического контроля. В результате всех этих действий формируются таблицы, где каждый показатель сопровождается весовым коэффициентом, характеризующим «уровень доверия». Предусмотрена гибкая система обратных связей, позволяющая администраторам хранилищ корректировать недостоверные параметры.

Очень важным явилось участие на всех этапах разработки — от проектирования до опытной эксплуатации — экономистов, составляющих большую часть конечных пользователей ИАС. Такая организация работ позволила создать наиболее удобные экранные формы, графические интерфейсы и визуальные модели представления информации. В настоящее время максимальные возможности предоставляют SAS-клиенты ИАС, которые главным образом нужны руководящим работникам дорог и министерства, а также аналитикам. Большинству же экономистов (то есть от 70 до 80% пользователей) необходим доступ лишь к ограниченному числу «витрин данных». Их вполне устроит инсталляция на рабочих местах обычных Web-браузеров и таблиц Microsoft Excel. Применение различных типов клиентского ПО уменьшает суммарную стоимость владения системой за счет снижения финансовых затрат на приобретение лицензий, упрощения конфигураций компьютеров-клиентов, уменьшения загрузки серверов и объема сетевого трафика.

Внедрение ИАС требует подготовки значительного числа специалистов в учебном центре ГВЦ. В числе достоинств продуктов SAS в НИАЦ называют легкость обучения работе с ними. Например, студенты старших курсов МИИТ, где читаются лекции по технологиям SAS, через две-три недели хорошо разбираются в предмете. Дистанционное консультирование и обмен любой информацией, необходимой для проекта, осуществляется посредством выделенного Web-сервера, включенного в intranet МПС.

Итак, управление экономикой МПС выходит на качественно новый уровень. Заместитель руководителя департамента экономики Дмитрий Мачерет полагает, что основными задачами следующего года являются экономическое управление на информационной основе в режиме реального времени и возможность использования опережающих экономических оценок результатов принятия решений. По мнению Лисицы, для этого необходимы расширение состава информационных фондов производственно-экономических показателей, развитие систем индикаторных компонентов, позволяющих формировать модели ситуаций, наращивание функциональности системы поддержки принятия решений, а также дальнейшая интеграция систем экономического мониторинга и прогнозирования и автоматизированного управления.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями