С декабря 1999 года аудитория «Яндекса» выросла в шесть с лишним раз

Аркадий Волож делится концепцией «многих первых»

Даже свое выступление 30 ноября он озаглавил весьма таинственно: «Яндекс: портал № ?». Впрочем, он не ограничился «Яндексом», вкратце рассказал и об итогах освоения (это слово пишется применительно к Рунету пока без кавычек) весенних инвестиций, и о многочисленности «ресурсов номер один», и о многом другом.

По данным Воложа, количество россиян, подключенных к Internet с декабря 1999 года, как минимум удвоилось, при этом аудитория «больших» ресурсов выросла в три-пять раз, самого «Яндекса» — в шесть с лишним (с 30 тыс. ежедневных посетителей до 200). Причем увеличилось даже число тех, кто пользуется сетью в выходные, то есть преимущественно за свой счет, а не за счет фирмы. Правда, отношение количества посетителей, зашедших на «Яндекс» в поисках чего-либо в рабочее время, к количеству тех, кто приходит в выходные, осталось прежним: «рабочая» аудитория выросла с декабря 1999 года вчетверо (с 30 до 120 тыс.), а «выходная» — в 3,5 раза (с 20 до 70 тыс.). Так что при желании часть «выходного» прироста можно списать на тех, кто и в выходные не оставляет в покое фирменный модем или выделенную линию.

Впрочем, увеличение числа «рунетян» не помешало провалиться всем громким планам относительно выхода на рынок с акциями — несмотря на то, что IPO-привлекательность в глазах потенциальных акционеров еще недавно напрямую зависела от показаний счетчиков посещаемости. С новыми стратегическими инвесторами пока тоже туговато, но в них, согласно имеющей хождение в финансовых кругах присказке, прекрасно преобразуются инвесторы портфельные (в просторечии — «спекулянты»), которые не сумели вовремя «соскочить». Так что остается «жить на свои» по правилам скучной старой экономики — зарабатывая продажей рекламы, услуг и технологий. Если, конечно, есть что продавать. Зато эта модель бизнеса не заставляет из кожи вон лезть в попытках убедить всех, что именно ты — №1 в Рунете. Следовательно, можно признать, что и сделал Волож, существование группы из трех-четырех лидеров (сам «Яндекс», сайты Golden Telecom, Rambler, Port), каждый из которых в чем-то наиболее силен: «Яндекс», скажем, не имеет равных по части обращений к нему как к поисковой системе, Rambler — как каталог и т. д.

Под конец Волож объявил о начале работы новой службы — «Яндекс.Товары» (tovar.yandex.ru), которая позволяет искать товары по предложениям магазинов — как интерактивных, так и обычных (к моменту запуска в системе было зарегистрировано около полумиллиона товарных позиций от 2 тыс. магазинов, из них лишь 40 — интерактивные). Сильной стороной новой системы, естественно, провозглашен поиск. Слабое же — типично для всех Internet-витрин: необязательность продавцов.