На смену моде хвалиться объемами инвестиций пришло новое поветрие

Евгений Голланд рассказывает о новой стратегии завоевания рынка

По весне в Рунете хорошее боролось с лучшим: апологеты последнего уверяли, что «в российский Internet придут сотни миллионов инвестиций», ретрограды, сторонники первого, ограничивали ожидание счастья тремя-четырьмя десятками миллионов (см., например, «Идет-грядет "зеленый" шум» в Computerworld Россия № 25 за этот год). Естественно, и те и другие оперировали не рублями и даже не евро.

Сколько получилось в результате, сказать трудно, поскольку к осени на смену моде хвалиться объемами инвестиций пришло поветрие утверждать, что получено немного, зато потрачено эффективно. Неизбежными спутниками таковой перемены стали сообщения о смене стратегии, реструктуризации, реорганизации etc. Не избежала сей участи и компания Port.ru, приурочившая извещение о смене стратегии к уходу из компании двух топ-менеджеров — Андрея Табуринского, отвечавшего за развитие электронной коммерции, и Никиты Корзуна, создававшего портал компании, — и 10-процентному сокращению персонала.

Итак, Port.ru собирается снизить темпы сайтостроительства и сконцентрироваться на улучшении качества функционирования уже существующих ресурсов, что прозвучало весьма актуально: ко времени оглашения смены стратегии (23 ноября) уже несколько дней не функционировала почта mail.ru. Мотивы смены, объявленные руководителями компании — генеральным директором Евгением Голландом и исполнительным и финансовым директором Сергеем Шестаковым, весьма оригинальны: конкуренты под давлением обстоятельств замедлили темпы развития, а то и пребывают в упадке, так что наращивать свое и так подавляющее превосходство над всеми прочими участниками рынка можно без прежнего напряжения. Именно по этой причине, не одобрив новую концепцию, ушли упоминавшиеся топ-менеджеры, да и персонала при новой модели бизнеса надо меньше.

У самого «Порта», естественно, все идет по плану или даже лучше: все намеченное — выполнено, а доходы даже превысили прогноз. Если бы компания, скажем, и вовсе отказалась от новых проектов или улучшения старых, то она бы стала самоокупаемой. Но надо отдавать долги (всего инвестиций набрано на 5,5 млн. долл., оборот за этот год составил «более двух миллионов»), а потому приходится понемногу создавать новые сайты (на следующий год планируется появление около двух десятков). Прибыльной компания станет уже к концу следующего года, а к середине 2002-го вернет все кредиты.

В числе вышеупомянутой двадцатки называлась собственная поисковая машина, крайне необходимая в конкурентной борьбе с порталами, таковую имеющими. Логика необходимости железная: убедить человека сменить поисковую машину гораздо легче, нежели электронный адрес, так что желая иметь все на одном портале, он непременно бросит старую машину в пользу новой.

Другое событие подарила компания AIM Systems, выступившая в качестве создателя и потенциального инвестора «информационно-развлекательного» сайта Selector.ru. Главная особенность последнего, естественно, не в оригинальном позиционировании, но в том, что на момент пуска (равно как и спустя месяц без малого, в день сдачи этого материала в номер) половина вакансий обозревателей оставалась незаполненной. Ранее так поступали преимущественно домашние странички, но с учетом того, что Arrava Internet Management («материнская» компания AIM Systems) начинала свою деятельность в России с радикальных заявлений о своем исключительном профессионализме, то, возможно, мы присутствуем при рождении новой парадигмы завоевания Internet-пространства.

Реструктуризации, увольнения, сокращения, «прекращения» проектов, прочие разнообразные печальные события в отечественной и мировой «новой экономике» последних времен породили соответствующие публикации в компьютерной и деловой прессе. Что в свою очередь подвигло компанию A.Partners распространить открытое письмо, суть которого сводится к тому, что руководители оной еще зимой предупреждали: счастье любой фирмы, в том числе и «новоэкономической», в заработанных деньгах, а не в привлеченных бесплатными ресурсами пользователях. И у A. Partners, руководствовавшейся этими принципами, дела идут хорошо.

Но кто ж помнит скучные зимние увещевания после радужных весенних надежд... Как все зеленело... И как пожухло...