Многие государства попытались помочь перспективным национальным технологическим компаниям в поиске иностранных заказчиков и партнеров.

Экспонируясь в национальном павильоне, вы можете получить заказчиков на Американском континенте.
Бенгт Старке, президент шведской компании Cycore

Национальные павильоны позволили компаниям, особенно небольшим, которым не по средствам иметь собственный стенд, принять участие в выставке вместе с другими фирмами своей страны.

Многие государства, от экономических гигантов, таких как Германия и Великобритания, до карибского острова Барбадос и эмирата Дубай, попытались помочь перспективным национальным технологическим компаниям в поиске иностранных заказчиков и партнеров.

«Большинство испанских фирм запуганы американскими компаниями и не осмеливаются предложить свои услуги на этом континенте, поэтому мы оказываем им поддержку», — объяснил Серджио Мораледа, член испанской ассоциации экспортеров электроники и компьютерных систем (Secartys). На этот раз ассоциация предоставила помощь уже 12 компаниям, работающим в области информационных технологий, в то время как в прошлом году, когда Secartys впервые приняла участие в Comdex, таких было всего четыре.

В павильоне корейской ассоциации разработчиков программного обеспечения, где были представлены 50 компаний из Южной Кореи, посетители толпились в основном вокруг одного стенда. Здесь демонстрировался пакет 3D Plus, который преобразует обычный телевизионный сигнал в трехмерные изображения. Пользователи, одетые в специальные очки, открывали рты от изумления.

Для производителя программного обеспечения — компании Soft4d эта выставка оказалась очень удачной. Представляющий ее Ху Сеок Канг подвел итог: «Мы приехали на Comdex, чтобы встретиться с дистрибьюторами, и весьма довольны итогами. Получили много предложений, касающихся распространения нашего продукта. Многие конечные пользователи также хотели посмотреть наши решения. В следующем году мы обязательно приедем еще».

Павильон Швеции стал хорошей стартовой площадкой для национальных компаний. «Из 14 фирм, выставлявшихся в этом павильоне в 1998 году (когда он был организован), на нынешнем Comdex в этом году пять выставлялись самостоятельно», — заметила организатор павильона Анита Йонссон, директор по ИТ и телекоммуникациям Шведской торговой палаты.

Шведское правительство предоставляет субсидии на организацию этого павильона, но компании сами оплачивают большую часть расходов. «Мы не хотим привлекать фирмы тем, что за все платит правительство. Выход на международную арену обходится недешево, и если организация не в состоянии себе это позволить, то и выставляться в нашем павильоне она не должна», — уверена Йонссон.

Одна из шведских компаний, выставлявшихся в национальном павильоне в 1998 году, Cycore, на этой выставке имела самый большой стенд, где демонстрировала свое программное обеспечение для трехмерных анимаций в Web. «Это прекрасный способ помочь небольшим шведским компаниям. Вы можете получить заказчиков на Американском континенте, партнеров, по крайней мере контакты», — заметил президент Cycore Бенгт Старке.

Крошечный Барбадос на этой выставке пользовался намного меньшим вниманием. «Мы нашли несколько хороших контактов, особенно в области разработки программного обеспечения и центров телефонного обслуживания», — отметила Пегги Гриффит, менеджер по международному бизнесу государственной компании Barbados Investment and Development, которая развертывает небольшой стенд на выставке Comdex уже более десяти лет.

Представители Iteru.net, компании, разрабатывающей ПО беспроводной передачи сообщений, приехавшие на Comdex с помощью Сингапурского агентства развития торговли, были разочарованы. Ее директор Деннис Гох заметил, что на американском рынке все еще не сложилась культура пользования мобильной связью.

«Я приехал на Comdex с целью установить контакты с американскими компаниями, работающими в области беспроводной связи. Представленная нами технология беспроводной передачи сообщений не вызвала большого интереса. На выставке мало внимания уделялось мобильным системам. Так что наша поездка на Comdex оказалась не очень полезной», — сказал Гох.

Одним из самых малопосещаемых стендов среди переполненных павильонов в Las Vegas Convention Center был стенд, который спонсировался принцем Дубая. Кстати, Дубай был представлен еще и на выставке в центре Sands Convention Center организациями Dubai Airport Free Zone Authority, Jebel Ali Free Zone Authority и Dubai?s Internet City. Это был их четвертый визит на Comdex.

«Comdex помог нам привлечь внимание к производственным мощностям и свободным зонам в Дубае. Компания Mastercard обрабатывает свои кредитные карты через Dubai?s Internet City, и мы приехали сюда, чтобы показать это, ведь многие вспоминают о Дубае только тогда, когда хотят установить свое присутствие на Ближнем Востоке», — заметил Питер Стренг, руководитель североамериканского офиса министерства туризма правительства Дубая.

«Признание не приходит мгновенно, на это уходят годы. Поэтому мы планируем приезжать на Comdex до тех пор, пока Дубай не будет у всех предпринимателей на устах. США — это наш самый крупный рынок, поэтому приезд на Comdex, безусловно, имеет смысл с точки зрения перспектив развития бизнеса, — заявил Стренг. — Кроме того, делегация Дубая надеется привлечь в Дубай и в Объединенные Арабские Эмираты туристов».

Еще одна страна, представившая национальный павильон, Индия, имеет свои причины добиваться признания в США: до 65% экспортируемого из Индии программного обеспечения оседает в этой стране, и Индия самый крупный торговый партнер Соединенных Штатов на рынке программного обеспечения. Так считает Мохаммед Шахабуддин, менеджер по развитию бизнеса Национальной ассоциации программных и сервисных компаний (NASSCOM) — ведущей ассоциации отрасли программного обеспечения Индии.

«Мы приехали на выставку для того, чтобы повысить престиж торговой марки ?Сделано в Индии? в отрасли информационных технологий. Ведь сейчас бытует неверное представление о качестве наших программных продуктов», — отметил он.

«Comdex — это демонстрация наших возможностей, — подчеркнул представитель Compudyne Winfosystems, индийской компании, специализирующейся на оффшорном программировании. — Мы надеемся расширить свою клиентуру и распространить наши маркетинговые инициативы с помощью Comdex. До сих пор отдача от выставки была удовлетворительной, но я рассчитывал увидеть больше посетителей. Тем не менее Comdex прошел для нас неплохо, и мы хотели бы на следующий год приехать снова».


Comdex — жертва собственного успеха

Майкл Роча: «Основное значение Comdex — создание инфраструктуры»

С одной стороны, технологические компании имеют на выставке Comdex неплохую возможность показать себя. С другой, как заметила Джессика Саундерс, менеджер по связям с общественностью компании Internet Appliance, «трудно перекричать такой гвалт». По некоторым оценкам, выставочные залы Las Vegas Convention Center посетили 200 тыс. человек.

Крупнейшая в компьютерной отрасли выставка ежегодно становится Меккой для участников компьютерной отрасли. Comdex — место, где производители стремятся показать самые последние и самые лучшие свои достижения. В этом году ими стали Web-приставки, телефоны, оснащенные клавиатурой, высокоскоростные спутниковые каналы и разнообразные строительные блоки для неуклонно расширяющегося Internet.

Но производители и посетители считают, что вести деловые переговоры во время этой огромной и шумной выставки с каждым разом становится труднее и труднее. Компании все чаще задают себе вопрос: имеет ли смысл тратить на это так много времени и средств?

Первая выставка Comdex открыла свои двери 21 год назад и служила местом, где представители производителей компьютеров, дистрибьюторов и торговых компаний могли лично встретиться друг с другом.

Встречаться они продолжают. Но электронная коммерция кардинально меняет взаимоотношения между производителями и дистрибьюторами по мере того, как персональный компьютер превращается во все меньшее по размеру и все более дешевое мобильное устройство. По-видимому, Comdex постепенно утрачивает свой смысл.

И хотя это на самом деле происходит, никто и не подумал о том, что стоит сообщить об этом участникам. Выставка все больше превращается в место скопления огромного количества людей: толпы зевак стеной стоят в проходах между разукрашенными стендами.

Кроме того, в номерах отеля на верхних этажах потребители и производители продолжают заключать сделки. Компания InViso, созданная не так давно фирмами Chevron и Vulcan Ventures (инвестиционный фонд, образованный одним из основателей корпорации Microsoft Полом Алленом), продемонстрировала карманный компьютер, имеющий одну интересную особенность: благодаря специальным линзам при взгляде на экран создается эффект работы с 19-дюймовым компьютерным монитором.

Компания OnStar, подразделение General Motors, представила ориентированную на Internet информационную службу, предоставляющую водителям данные о ситуации на дорогах. Планируется предложить эти услуги уже в следующем году. Как отметил президент компании Чет Хубер, спутник Global Positioning System передает подробную информацию прямо на радио автомобиля.

Некоторые участники выставки, однако, считают, что последние версии карманных компьютеров или футуристические Web-панели замечательны сами по себе, но совершенно не отвечают главной цели выставки. «Основное значение таких событий, как Comdex, — создание инфраструктуры, а уже затем распространение наполнения», — уверен Майкл Роча, вице-президент Oracle. Вот почему компании, предлагающие инфраструктуру, такие как Oracle, здесь пользуются намного большим вниманием.

Примерно такого же мнения придерживаются представители Dell Computer, которая уже третий год подряд отказывается открывать стенд на этой выставке, предпочитая вместо этого арендовать офис. В своем выступлении здесь глава компании Майкл Делл подчеркнул, что Dell больше всего интересуют такие категории продуктов, как серверы и средства хранения. «В ближайшие пять лет число серверов, по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, вырастет в 20 раз», — считает он.

В этом году корпорация Intel впервые с 1997 года вернулась на выставку с собственным стендом. Она хотела привлечь внимание к своему новому процессору Pentium 4, дебют которого состоялся как раз накануне выставки, а выпуск начался сразу после нее. А вот корпорация IBM вновь не была представлена на Comdex.

Организаторы выставки подчеркивают, что толпы посетителей и растущие цены — это неминуемые следствия успеха. И если в прошлом году Comdex посетили 220 тыс. человек, то на этот раз удалось сократить число посетителей за счет уменьшения числа распространяемых прямой рассылкой приглашений.

Организаторы также сообщили, что стремятся найти возможность предложить участникам выставки дополнительные выгоды. Как заметил Ким Майре, исполнительный вице-президент устроителя выставки, Key3Media Group, «это может быть повышение качества, а не увеличение количества посетителей».

Марк Бослет

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями