Определение

Мобильная коммерция основана на использовании беспроводных устройств, таких как сотовые телефоны и персональные цифровые помощники, с тем, чтобы инициировать выполнение транзакций между производителями, а также между производителем и потребителем, по проводным системам электронной коммерции на базе Web.

Гари Уиллис, руководитель парка грузовиков компании Agrilink Foods, не может значительно сократить постоянно растущие затраты на горючее, цены на которое в этом году поднялись в США до самого высокого уровня с момента войны в Персидском заливе.

Но благодаря мобильной системе заправки, предложенной поставщиком дизельного топлива Agrilink — компанией Grenley-Stewart Resources, — Уиллис получил возможность оперативно контролировать свои затраты на горючее и сократить эти расходы за счет уменьшения времени, которое водители тратят на ожидание заправки на коммерческих станциях. Вот почему Grenley-Stewart проводит заправку грузовиков по ночам с помощью своих мобильных заправочных цистерн, которые используют систему беспроводной связи, разработанную компанией.

Натан Райт, директор по маркетингу компании Idmicro, независимого подразделения Grenley-Stewart, объяснил, что их грузовики оборудованы «интеллектуальными опознавательными знаками», испускающими сигналы на радиочастотах, которые «санкционируют» доставку топлива и служат в качестве ключа к интегрированной системе оплаты.

Когда заправочная цистерна компании Grenley-Stewart приезжает на стоянку потребителя, водитель открывает кран, устанавливает насадку от шланга в горлышко бензобака машины потребителя, а затем проводит карманным маркировщиком по интеллектуальному знаку, который затем передает код авторизации на карманный беспроводной компьютер, имеющийся у водителя.

Компьютер в свою очередь посылает сигнал на топливный насос цистерны с указанием начать заправку, освобождая водителя от необходимости ходить взад-вперед и заправлять грузовик вручную. «Оказывается, это значительно сокращает время, которое водитель тратит на заправку», — заметил Уиллис, который подсчитал, что тем самым каждый день экономится по 35-40 минут на каждый грузовик, а это существенно для его парка из 12 машин.

После того как заправка закончена, компьютер Idmicro подсчитывает количество галлонов бензина и их стоимость. Поскольку каждый грузовик имеет индивидуальный знак, система может вычислить объем горючего, использованного с момента последней заправки грузовика, благодаря чему потребителям, таким как Agrilink, намного проще определить свои затраты в расчете на галлон.

Расширение каналов

Мобильная система заправки компании Grenley-Stewart — это специализированное приложение, и, безусловно, оно не относится к решениям для массового рынка, на которые ориентируются большинство компаний, работающих в области беспроводной связи. Тем не менее оно служит хорошей иллюстрацией того, как беспроводные приложения могут автоматизировать процессы, которые в прошлом вызывали немало сложностей из-за географических ограничений и природы самого процесса.

Примером из области взаимодействия производителей и потребителей может стать компания FTD.com, которая меньше года назад начала предлагать услуги по приему заказов на цветы с помощью устройств беспроводной связи. Ее руководители стремились, как подчеркнул Майк Соенен, президент FTD.com, соответствовать новым требованиям потребителей. Исходя из этого FTD.com начала предлагать свои услуги с помощью беспроводной связи параллельно с выходом в Internet. «Мы знали, что наши потребители будут переходить на новые средства доставки информации. Вот почему мы в 1994 году стали применять Web, а в этом году — беспроводную связь», — отметил он.

Хотя Соенен отказался сообщить подробности, касающиеся объемов заказов, размещенных мобильными пользователями, и доходов, полученных от беспроводных операций в Web, он отметил, что FTD.com «работает лучше, чем мы ожидали». Соенен также не спешил делиться прогнозами относительно потенциального оборота мобильной коммерции, поскольку, как сказал он, «будущее мобильной коммерции сейчас не известно никому».

По мнению Энтеша Баруа, профессора университета штата Техас, экономические реалии мобильной коммерции необходимо рассматривать в контексте относительно небольшого размера объема всех транзакций электронной коммерции в мире по сравнению с объемом продаваемых в мире товаров и услуг.

В прошлом году оборот электронной коммерции во всем мире составил 800 млрд. долл., при том что объем мировых продаж товаров и услуг достиг 36 трлн. долл. А доля мобильной коммерции в этих 800 млрд. долл. настольно мала, что о ней и говорить не приходится.

Компания TicketMaster Online-Citysearch, открывшая беспроводную службу в мае, сейчас предлагает билеты на мероприятия в 33 странах по всему миру. Пол Лафонтейн, вице-президент подразделения мобильной связи этой компании, отметил, отказавшись, однако, от каких-либо комментариев по поводу оборота и объема продаж: «Учитывая, что подобные службы, применяющие беспроводную связь, только создаются, объем продаж вполне соответствует нашим ожиданиям».

Объем низок, поскольку, как объяснил Лафонтейн, число пользователей, имеющих телефоны, поддерживающие передачу данных, весьма невелико. «Показатели объема трафика не приводятся компаниями, поскольку лишь очень немногие пользуются сейчас такими устройствами. Так что сейчас мобильной коммерции уделяется неоправданно большое внимание», — считает он.

Кен Дулани, аналитик GartnerGroup, согласен с Лафонтейном в том, что вокруг мобильной коммерции поднята неоправданная шумиха и вряд ли этот рынок станет стабильным в ближайшие три-пять лет. Дулани объясняет свой пессимистический прогноз отсутствием совместимых стандартов, невозможностью использовать такие службы в масштабах всей страны и слишком сложными для работы телефонными аппаратами.

По мнению Дулани, компаниям, которые хотят добиться успеха в области мобильной коммерции, пора прекратить свои попытки перенести функции Web-сайтов, рассчитанные на большую полосу пропускания и большие экраны, на беспроводные устройства с малой полосой пропускания и маленькими экранами.


Заправка по предоплате

Разработанная компанией IDmicro система заправки (на фотографии) — пример работающего приложения мобильной коммерции. Аналитики считают, что по мере роста числа пользователей мобильных телефонов с возможностями передачи данных (а сейчас из 90 млн. пользователей сотовой связи такие аппараты есть лишь у 1 млн.) стоит ожидать появления все большего числа как специализированных, так и массовых приложений. Широкое использование приложений мобильной коммерции начнется, как предполагается, в течение ближайших трех-пяти лет.

A Знак сканируется с целью идентификации

В Радиочастотный маркер посылает сигнал на антенну грузовика

С Устройство отпуска горючего в цистерне проверяет корректность знака и открывает насос

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями