«Мобильные ТелеСистемы» намерены стать оператором федерального масштаба.
Михаил Смирнов, Президент компании МТС

А президент МТС Михаил Смирнов заявил, что его компания намерена стать оператором федерального масштаба. Казалось бы, такие события должны послужить источником здорового патриотизма и возбудить забытое чувство гордости за свою Отчизну.

Однако при ближайшем рассмотрении они дают пищу для не столь уж праздничных размышлений.

С одной стороны, телекоммуникационный бизнес с лейблом «Сделано в России» доказал миру, что больше не является второсортным объектом, который зарубежным инвесторам следует брать в расчет по остаточному принципу. Отныне МТС с полным правом может причислять себя к когорте средних европейских сотовых компаний, конечно, не таких лидеров, как T-Mobil или Vodafone, но и не аутсайдеров из стран Восточной Европы.

С другой стороны, «Мобильные ТелеСистемы» все громче заявляют о себе как о носителе нового федерального стандарта сотовой связи. Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что ведомая прежними чиновниками Министерства связи политика установления федерального господства стандарта NMT 450 с помощью сети «Сотел» потерпела фиаско. Новые времена диктуют моду на новые технологии, поэтому нынешнее руководство связной отрасли признало приоритетное значение стандарта GSM 900/1800 для развития сотовой связи в масштабах страны. Одновременно стало очевидно, что развивать новую федеральную сеть взамен стагнирующей «Сотел» по силам только ведущим столичным компаниям, если они будут в этом заинтересованы.

А они заинтересованы, так как конкуренция в Москве превысила разумные нормы, к тому же представительность в регионах стала обеспечивать соперникам дополнительные баллы в борьбе за лакомого московского абонента. Первой границы московской лицензионной зоны пересекла МТС; за ней двинулся «Вымпелком»; поговаривают про «Телекоминвест».

Как раз здесь и следует искать корень проблемы. Деятельность за пределами московской зоны происходит по иным правилам: прибыльность — ниже, затраты — выше. Лидер столичного рынка, МТС, декларирует увеличение своей абонентской базы в регионах на 725% с декабря 1999 года по ноябрь включительно, но в абсолютных величинах это всего лишь 66 тыс. абонентов. За это же время трехкратный рост базы по московской лицензионной зоне дал оператору 700 тыс. новых абонентов.

Сопоставляя эти показатели, успехи региональной программы выглядят, мягко говоря, скромными, особенно если учесть, что сеть МТС функционирует в 20 регионах страны с суммарным населением, значительно превышающим население Москвы. Можно сделать поправку на то, что региональные сети начали эксплуатироваться недавно, а московская сеть существует более пяти лет. Тем не менее на фоне стабильного, в 100 тыс. абонентов в месяц, прироста московской абонентской базы наблюдаемый всплеск активности в регионах выглядит пока как случайная флуктуация на графике общей динамики развития МТС.

Вероятно, еще скромнее цифры, характеризующие доходность бизнеса столичного оператора в регионах. В своих отчетах «Мобильные ТелеСистемы» не дифференцируют показатель ежемесячной выручки от продажи услуг одному абоненту (ARPU) в зависимости от региона, хотя эта выручка, несомненно, коррелирует с уровнем платежеспособности населения. Если взять Москву и, к примеру, Удмуртию, сравнение будет явно не в пользу последней.

Между тем экспансия в регионы требует сопоставимых со столичными капиталовложений. Сегодня у МТС в регионах 311 базовых станций, тогда как в пределах московской зоны установлена 731 станция. Специалисты утверждают, что дальнейшая динамика роста их числа будет происходить в основном за счет наращивания инфраструктуры на тех территориях, где сеть только создается. Поэтому в скором времени регионы догонят столицу, но лишь по количеству базовых станций и по объемам инвестиций. И никакая маркетинговая активность не сумеет преломить золотое правило российского телекоммуникационного рынка: уровень проникновения новых услуг в любом, даже самом благополучном российском регионе никогда не догонит московский показатель.

«Раскачивание» региональных рынков — неизбежная для будущего федерального оператора задача. Хотя и менее «вкусная», чем подключение дополнительной сотни тысяч абонентов по Москве. Преуспевающему столичному рынку, выдающему «на гора» МТС 146 млн. долл. дохода ежеквартально, на ближайшее будущее уготована благородная миссия — стать главным инвестором, спонсором и меценатом регионального сотового бизнеса. Потому как говорить о его прибыльности и даже окупаемости на этапе формирования рынка просто бессмысленно.

И все же регионы регионам рознь. В этом смысле не совсем понятна выбранная очередность освоения столичным гигантом сотового рынка российской глубинки. Например, почему он начал с областей, которые по своей социально-экономической сути обречены быть дотируемыми. В то же время на карте России есть немало мест более заманчивых, где плотность населения и его доходы выше. Допустим, тот же Санкт-Петербург, где в условиях монополии оператора GSM на рынке сотовой связи сложилась не подобающая «второй столице» ситуация. Сейчас по количеству сотовых абонентов ее активно догоняет ряд регионов, не только не претендующих на столичные показатели, но даже не являющихся федеральными центрами в новом административном делении России. Речь идет о Самаре и Краснодаре, где уже насчитывается по 100 тыс. мобильных абонентов и рынок растет быстрыми темпами.

Почему МТС не торопится идти туда, где потребительский рынок созрел и, возможно, ждет появления нового харизматичного лидера, чтобы отдать ему свои голоса, как это случилось в Москве? Уверен, не мне первому пришла в голову столь очевидная идея, но коль она не нашла поддержки у руководства МТС, значит, на то есть причины. Пока же, как и в прежние времена, новая федеральная сеть России прирастает в основном Сибирью.

Игорь Елисеев