Семинар для пищевиков, посвященный современным управленческим технологиям

Однако, как показал семинар «Современные управленческие технологии в условиях обострения конкуренции на продовольственном рынке России», организованный компаниями Hewlett-Packard, KPMG и SYMIX, переход на новый уровень менеджмента вряд ли возможен без согласованной работы консультантов, разработчиков систем ERP среднего класса и производителей, поставляющих оборудование для построения адекватной инфраструктуры производителей.

Программа семинара, участниками которого стали представители ИТ-служб предприятий пищевой промышленности из Москвы, Воронежа, Казани («Красный Октябрь», «Русский продукт» и др.), включала следующие вопросы: «Роль информационных технологий в налаживании цепочки закупка — производство — сбыт», «Практические аспекты внедрения системы управления предприятием», «Инструменты прогнозирования спроса», «Программы НР для предприятий пищевой промышленности».

Успех работы предприятий пищевой промышленности, имеющих достаточно короткий срок оборачиваемости средств, во многом зависит от грамотной оценки перспективности сети сбыта: где расположены центры потребления, а где базы дилеров? Каков потенциал спроса на конкретный вид продукции? Как организована схема работы с партнерами? Что нужно для согласования целей дистрибьюторов и производителей? Как происходит оценка рисков? Помочь ответить на эти вопросы могут консультанты, в частности компания KPMG, имеющая интернациональный опыт работы с предприятиями пищевой промышленности (представительства в 157 странах, 80 тыс. консультантов, 600 из которых работают в России, доход от продажи консалтинговых услуг в 1999 году составил 3 млрд. долл.). Как отмечали участники семинара, внедрение не заканчивается с уходом консультанта или поставщика, однако стоимость ошибок можно уменьшить, если не экономить в самом начале.

Следующий шаг — внедрение конкретных ИТ-решений, необходимых для претворения в жизнь рекомендаций консультантов. Сегодня предприятиям есть из чего выбирать — кроме известных финансово-учетных систем типа Scala, Platinum, «Галактика», БОСС и «Эталон», на отечественном рынке разворачиваются «средние» системы ERP типа Symix SyteLine, J.D.Edwards, MFG Pro. На семинаре были сформулированы критерии, на которые следует опираться при выборе таких систем: уровень локализации, опыт работы компании или ее партнера в России, отраслевой опыт, поддержка на местности. Среди специальных критериев были названы: соответствие информационной системы стратегии автоматизации предприятия, адекватность отражения в модулях системы бизнес-процессов конкретного предприятия, стоимость и сроки внедрения, надежность и затраты на эксплуатацию.

Еще один критерий выбора систем управления, которому пока не удовлетворяют отечественные системы, — наличие современных производственных модулей. И здесь, как отметил в кулуарах семинара представитель холдинга «Русский продукт», большие шансы у SyteLine, а не у более инертных европейских или российских систем, ориентированных пока на финансово-бухгалтерский учет.

«Гвоздем программы» стало выступление Валериана Хубулавы — руководителя холдинга кондитерских предприятий инвестиционной группы «Бэринг Восток Кэпитал Партнерс», входящей в состав инвестиционно-банковского альянса ING, специализирующегося на вложениях капитала в предприятия Восточной Европы. В России холдинг ведет бизнес на трех предприятиях кондитерской промышленности: «Конфи» (Екатеринбург), «Заря» (Казань) и «Волжанка» (Ульяновск), на долю которых приходится 5,4% рынка кондитерской продукции страны. Группа инвестировала в эти предприятия 26 млн. долл., и на сегодняшний день оборот третьего в стране по объему производства кондитерского холдинга составляет 100 млн. руб.

По словам Хубулавы, до внедрения автоматизированной системы управления на предприятиях холдинга царил полный хаос: в условиях громоздкой структуры управления решения принимались стихийно («кому-то показалось, приснилось, что показатель прибыли должен быть такой-то»). Налицо — волюнтаристский характер планирования, профанация бюджетирования. Была поставлена цель — избавиться от ненужного, не приносящего выгоду балласта и обеспечить условия для получения качественной и оперативной информации в реальном времени, чтобы дать руководителю возможность принимать взвешенные управленческие решения на основе объективной информации.

Для достижения этих целей решили сразу выбрать оптимальный вариант, благо среди хозяев предприятий большинство — западные акционеры. Действительно, как, например, без консультантов определить: выписка накладной ветераном предприятия Иван Иванычем — это бизнес-процесс или нет? И нужна ли вообще эта операция? Однако, по мнению Хубулавы, не следует приглашать консультантов вместе с поставщиками ERP-решения — пусть работают раздельно, а потом предприятие само решит, какую систему приобретать.

За шесть месяцев, в течение которых шло развертывание системы Syteline, на предприятиях было налажено нормальное бюджетирование, достигнута экономия на запасах — если раньше на складах хранилось 400 тонн сырья, то сегодня 180. Организована доставка компонентов прямо в цех, оптимизирована цепочка «сбыт — производство — снабжение», что позволило, в частности, обеспечить раннюю выбраковку и, как следствие, повысить качество продукции. В 1999 году у холдинга впервые после трехлетней убыточной работы появилась чистая прибыль, подтвержденная аудитом PricewaterhouseCoopers. На одном из предприятий сократилась численность персонала — с 1300 человек до 950. Но это отнюдь не означает, что роль руководителя в эпоху ERP нивелируется. Для развертывания и сопровождения проекта необходим менеджер со стороны заказчика, обеспечивающий охват всех сторон деятельности предприятия. Однако, если генеральный директор не занимается внедрением системы — ничего не получится. По мнению Хубулавы, ERP — это понятие не из области компьютеров, а из области управления. Если люди не хотят изменений, а руководители не готовы к ним, не осознают необходимость кардинального пересмотра бизнес-процессов и структуры, не принимают концепцию ERP, то требуется активное применение метода кнута и пряника.

В перспективе планируется объединить оптоволоконными линиями связи все три предприятия холдинга в единую сеть с выходом в Internet. Для этого имеется необходимая база, а главное, созрела психология персонала и руководителей всех звеньев.


«Сокап»/Symix для пищевиков

  • Решения компании «Сокап» для пищевой промышленности используют: пивоваренные заводы «Очаково» (Москва) и «Росар» (Омск), фабрики «Конфи» (Екатеринбург), «Заря» (Казань), «Волжанка» (Ульяновск) и «Ударница» (Москва)
  • Продукты Symix: SyteLine APS — точное планирование при ограниченных производственных ресурсах; SyteLine Configurator — автоматическая конфигурация заказов и нарядов на производство; SyteLine ISS — интерактивная система продаж; ESyte — динамическая среда Web-присутствия предприятия в Сети (витрина, каталог, справка по заказам, оформление поставок, состояние финансовых расчетов)
  • Ограничения: ограниченные по сравнению с такими «монстрами», как SAP и Oracle, ресурсы в России; узкая специализация; более длительный срок внедрения по сравнению с финансово-учетными системами; частично реализованный российский план счетов

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями