Скотт Бити из Shell Oil — блестящий оратор, который так виртуозно владеет своим искусством, что слушатели готовы отдать за его яркую речь аж тысячу зеленых.

Аллан Алтер — главный редактор бюллетеня MIT Sloan Management Review. Адрес его электронной почты — alter@mit.edu

Бити — опытный, удачливый и эрудированный менеджер, которым восхищаются коллеги. И если такой менеджер заявляет с трибуны, что за последние три года теория совершенно не продвинулась вперед, значит, в мире действительно что-то неладно. «Разрыв между теорией и практикой». Я позаимствовал эту фразу из названия книги The Knowing-Doing Gap, написанной профессором Стэнфордской школы бизнеса Робертом Саттоном (издательство Harvard Business School Press, 1999). В своей монографии Саттон пытается разобраться, почему же все-таки менеджеры не выполняют своих функций. Пробел в формировании теории — это разрыв между учеными, создающими теории, инженерами, проектирующими системы, и персоналом, стремящимся заставить эти системы работать на практике.

Разрыв: менеджеры, управляющие знаниями, утверждают, что исследователи растрачивают массу сил, пытаясь охарактеризовать нечто неосязаемое — ценность знаний. С другой стороны, специалист в области маркетинга профессор Калифорнийского университета Раши Глэйзер заявляет, что даже здравомыслящие генеральные и финансовые директора не уделяют достаточного внимания управлению знаниями. По крайней мере, до тех пор, пока им не предложат четкий алгоритм того, как это можно было бы сделать.

Разрыв: люди, занимающиеся практической деятельностью, считают, что проекты в области управления знаниями преследуют узкие, четко обозначенные цели. Консультационные фирмы, отстаивающие свое право называться «лидерами среди умов», продолжают попытки создания огромных систем, предназначенных для сбора и хранения знаний.

Разрыв: специалисты в области ИТ полагают, что центральным звеном управления знаниями являются компьютеры. Однако известные ученые (например, руководитель исследовательского центра Xerox PARC Джон Сили Браун и профессор Бостонского университета Том Давенпорт) утверждают, что на самом деле определяющую роль играет восприятие людьми информации и их обращение с ней.

А между тем сегодня управление знаниями — в большинстве своем пустые слова, а не конкретные результаты. В опубликованном Conference Board опросе представителей 158 компаний, входящих в список Fortune 1000, говорится, что 80% этих организаций разрабатывают программы управления знаниями, но только в половине из них для решения данной задачи выделяется особый штат и выделяется целевое финансирование. Примерно 13% респондентов отметили, что все подобные вопросы находятся в компетенции генерального директора. Большая часть опрошенных утверждает, что на сегодняшний день, несмотря на многочисленные публикации, не существует даже сносного определения понятия управления знаниями.

К чему же следует стремиться? Один из способов повышения роли управления знаниями заключается в разработке методов оценки итогового выигрыша. Впрочем, этим перечень первоочередных задач далеко не исчерпывается.

В науке наиболее серьезный шаг вперед в теории обычно происходит, когда ученые находят связь между явлениями, идущую вразрез с существующей научной парадигмой. Теории относительности, эволюции, дрейфа материков позволили нам по-новому взглянуть на окружающий мир и понять то, чему раньше не находилось объяснения.

Ученым, работающим в области управления знаниями, следует обратиться к опыту Альберта Эйнштейна или Чарльза Дарвина и заняться поиском необычного, раскрытием непознанных тайн. Невзирая на скептицизм, поймать свою удачу и добиться придания управлению знаниями статуса общепризнанной научной дисциплины. Искать узкие места в проекте, который на первый взгляд обладает лишь достоинствами. Пройдя долгий и сложный путь, обобщить исторические факты, казалось бы, лишенные смысла, и события, которых не должно было случиться. В конечном итоге разработать теорию, объясняющую все эти непонятные явления. И тогда такие мэтры, как Бити, признают: «Да, им удалось открыть нечто новое». А пробел в формировании теории управления знаниями будет восполнен.