В Германии и России прошли два «круглых стола», посвященных перспективам Wireless Application Protocol и рынка WAP-услуг

Круглый стол Third WAP Congress, Дюссельдорф, Германия

Рик Перейра

Таково мнение профессора Hochschule Bremerhaven Эдгара Айнеманна, выступившего на круглом столе Third WAP Congress, прошедшем в Дюссельдорфе в рамках выставки Internet Commerce Expo.

«WAP рекламируют как ?Internet на мобильном телефоне?, хотя это не так, — сказал Айнеманн. — Скорее, это расширенная версия видеотекста — услуги, доступной абонентам кабельного телевидения. Лишь зная принципы ее работы, я могу получить некоторую информацию достаточно быстро.

Абоненты неохотно пользуются предлагаемыми в настоящее время WAP-услугами по ряду причин. Телефоны неудобны в обращении, доступ стоит дорого, наполнения не хватает — лишь около 1% сайтов в Web существуют в WAP-версиях.

Добавим к этому маленькие экраны и сложный процесс ввода Web-адресов с клавиатуры мобильного устройства. Любой, кому приходилось набирать таким образом слэши и двоеточия, знает, как это трудно.

Те, кто привык мгновенно получать нужные сведения, всегда предпочтут сделать обычный телефонный звонок.

Дело в интерактивности: никому не придет в голову резервировать ресторанный столик по электронной почте, посредством службы SMS или при помощи WAP. Чтобы быстро получить информацию о свободных столиках, достаточно просто позвонить.

Обильно восхваляемый ?мобильный Internet? сейчас по своему развитию находится примерно на уровне Internet середины 80-х. Его развитие, конечно, продолжится, но будет ли развиваться WAP, еще вопрос. Мне кажется, ничего хорошего из WAP не получится».

Остальные участники с выводами Айнеманна не согласились.

«Я бы не стал говорить о ?провале? WAP. Скорее, это можно назвать началом пути, — сказал Энда Маннион из консалтинговой фирмы CSC Ploenzke. — Сейчас идет этап, когда шумиха утихла и началось испытание протокола на практике.

Учитывая низкое качество услуг, доступных в настоящее время, критика в адрес WAP представляется мне по большей части справедливой. Вопрос в том, каким будет следующий этап пути. Мне все же кажется, что WAP способен добиться успеха.

Мобильный бизнес — лишь одна из составляющих целого, он должен быть неотъемлемой частью общей стратегии компании в отношении электронного бизнеса».

Представитель Alcatel SEL Роджер Кнорр заметил, что ключевым в словосочетании «мобильный Internet» является слово «мобильный».

«Любому ясно, что на мобильном телефоне нельзя будет делать все то же, что и на компьютере с процессором Pentium III, — сказал Кнорр. — Пользователи ноутбуков, оснащенных мобильными модемами, уже сейчас могут работать в корпоративных сетях не хуже, чем в офисе, только медленнее. Но такие ноутбуки, в отличие от мобильных телефонов, — далеко не товар массового спроса».

По словам Кнорра, Alcatel планирует предлагать не только традиционные услуги Internet, но также услуги, специально приспособленные для мобильных сред. За счет этого, надеются в компании, удастся повысить популярность WAP.

Кнорр сказал, что особый интерес для его компании представляют услуги, учитывающие местонахождение пользователя — предоставление туристической информации и сведений о дорожном движении, вызов такси и т. д.

Существует ряд технологий, позволяющих поставщикам услуг определять местонахождение мобильного телефона.

«Наибольшую точность обеспечивает система GPS. Однако она дорого обходится и требует довольно громоздкого приемника, отличающегося высоким энергопотреблением. Поэтому лучше всего GPS подходит для профессионального применения или для размещения на транспортных средствах, — сказал Кнорр. — Система E-OTD (Enhanced Observed Time Difference) обеспечивает точность хотя и меньшую, чем у GPS, но достаточную для большинства мобильных приложений. В США поставщики беспроводных услуг строят инфраструктуру E-OTD в соответствии с требованием Федеральной комиссии по связи о необходимости наличия системы определения местонахождения абонентов, обращающихся в службу спасения. Однако дороговизна также делает технологию E-OTD малопривлекательной для большинства европейских операторов».

Кроме того, Кнорр обратил внимание на инструментарий STK (SIM Toolkit). Подобные системы уже функционируют — они основаны на программном обеспечении, которое размещается в SIM-картах, устанавливаемых в мобильные телефоны. Alcatel использует STK во Франции уже около года.

Кнорр продемонстрировал действующую в Париже службу информации о дорожном движении, управляемую Alcatel совместно с Webraska Mobile Technologies. Абонент службы может получить информацию о дорожных пробках поблизости от того места, где он находится. В Австрии опытная система обнаружения на базе STK будет представлена в октябре.

«Мы думаем, что WAP никуда не денется и в сочетании с другими технологиями будет применяться весьма активно», — сказал Кнорр.

Участники обсуждения затронули также вопрос о том, как предприятия могут повысить прибыльность мобильных услуг.

«Если бы у нас был этот ?святой Грааль? — идеальная бизнес-модель зарабатывания денег на WAP-приложениях, мы бы не участвовали в этом круглом столе, — заметил Холгер Рек, технический консультант немецкого представительства Hewlett-Packard. — Пользователей больше всего волнует проблема безопасности. Одно из возможных решений заключается в том, что какая-то из сторон берет на себя риск.

Выполняя транзакцию посредством кредитной карты, я знаю, что, если с моими деньгами что-то случится, организация, выдавшая карту, мне их вернет. Такую же гарантию должна предоставлять и любая компания, занимающаяся электронным бизнесом».

По мнению представителя Atos Томаса Бройера, потребитель также, возможно, согласится взять на себя определенный риск при пользовании некоторыми услугами. «Я воспользуюсь ненадежным инструментом, если буду знать, что иного выхода у меня нет», — сказал Бройер.

По мнению Дирка Реджала из компании S.E.S.A. Software und Systeme, WAP-услуги выгодно отличаются от традиционных услуг, предоставляемых по Internet. «Услуги Web не персонифицированы, не учитывают местонахождения пользователя и пассивны, — сказал Реджал. — То есть все имеют одинаковую возможность доступа к информации, но для розыска нужных сведений пользователь должен самостоятельно принимать какие-то меры.

WAP-услуги в идеале должны быть персонифицированными, активными и учитывающими местонахождение абонента. Например, пользователь, разыскивающий пиццерию, должен получить информацию о местонахождении ближайшей.

Учитывая ограничения, свойственные дисплеям и клавиатурам мобильных устройств, основная ответственность за поиск и предложение продуктов и услуг абонентам должна быть взята на себя мобильными порталами».

По словам Реджала, технические ограничения мобильных телефонов, в частности низкая скорость передачи данных, восполняются за счет портативности этих устройств и того, что они постоянно находятся при одном и том же владельце.

«Сейчас мобильный телефон есть почти у каждого. Это такая же личная вещь, как зубная щетка или расческа», — сказал Реджал.

Круглый стол «WAP-технологии для российских предпринимателей: мечты и реальность?», Москва

Игорь Елисеев

Россия (читай — Москва) не отстает от Запада в области WAP и мобильной коммерции. С уверенностью говорить об этом позволяют не только ударные темпы строительства русскоязычных WAP-ресурсов, но и общность обсуждаемых здесь и там проблем совершенствования технологий. Практически одновременно с Третьим конгрессом WAP, проходившим в Германии, в российской столице состоялся круглый стол, организованный бизнес-клубом БИНФО и озаглавленный «WAP-технологии для российских предпринимателей: мечты и реальность?». Участниками круглого стола в Москве выступили три столичных сотовых оператора — «Мобильные ТелеСистемы», «Вымпелком» и «Московская сотовая связь». Двое из них запустили WAP в коммерческую эксплуатацию около полугода назад, а третий, МСС, планирует развернуть предоставление WAP-услуг на базе строящейся сети GSM 400/1800 в 2001 году.

Итак, на Западе главным достоинством WAP-услуг аналитики считают доступность и популярность мобильной связи, что создает благоприятную почву для рынка беспроводных коммерческих приложений. При этом основные надежды связывают с развитием персонифицированного информационного обслуживания (сеть его — в определении местонахождения абонента посредством систем GPS и E-OTD и передаче ему «регионально ориентированной» информации). В числе проблем, препятствующих внедрению WAP-услуг, называют отсутствие отработанной политики безопасности операторов и поставщиков информационного наполнения при предоставлении доступа к транзакционным приложениям, а также некоторое неудобство в работе с текстами на мобильных телефонах.

Следует отметить, что на круглом столе БИНФО звучала точно такая же похвала и такие же упреки в адрес WAP. Естественно, на общую картину накладывалась российская специфика рынка сотовой связи: большой диссонанс между состоянием рынка в Москве и регионах, ценовой фактор и особенности психологического свойства.

А психологические особенности таковы, что большинство российских абонентов сотовой связи испытывают определенную фобию перед расширенными возможностями современных мобильных терминалов. Иными словами, мобильный телефон воспринимается «средним» российским пользователем лишь как средство ведения телефонных переговоров, а когда речь заходит о том, чтобы изменить настройки телефона или воспользоваться встроенным меню для доступа к расширенным сетевым услугам, возникает опасливая мысль, как бы не навредить. В результате, как утверждают специалисты, телефон используется лишь на 5-10% заложенных в него функциональных возможностей, несмотря на пропагандируемую операторами теорию о том, что современный мобильный терминал является, по сути, универсальным коммуникатором.

Консерватизм потребителей, как неизбежный человеческий фактор, может явиться оправданием сложившейся в России (и за рубежом) политики предоставления сотовыми операторами доступа к WAP-услугам. Заключается она в том, что операторы организуют на своих домашних WAP-страницах своеобразный информационный «загон», помещая интерфейсные ссылки на избранные ресурсы независимых поставщиков WAP-услуг, с которыми предварительно были установлены договорные отношения. Например, поставщиками информационного наполнения для МТС выступают агентства Росбизнесконсалтинг и Франс Пресс, а для «Би Лайна» — Интерфакс и ММВБ. Так формируется некий пакет информационных и операционных услуг, доступных абоненту конкретного оператора.

Пакет этот по большому счету один и тот же, и призван он удовлетворить все теоретически допустимые потребности WAP-абонентов, в числе которых общего характера новостная и специализированная финансовая информация, афиша и развлечения, прогноз погоды и курсы валют, работа с электронной почтой и органайзером, поиск ближайшей пиццерии или банкомата, заказ столика в ресторане или билета на авиарейс. Главная задача для сотового оператора — построить дружественный «среднему» пользователю входной интерфейс, в рамках которого выбор нужной услуги осуществлялся бы путем нажатия на одну из кнопок меню. Собственно, в этом смысле нынешнее состояние WAP-услуг недалеко ушло от банального телетекста.

Однако простота, как известно, бывает хуже воровства. Ряд европейских независимых поставщиков информационных WAP-услуг усмотрели в подобной практике сотовых операторов ущемление своих прав и признаки недобросовестной конкуренции. По крайней мере, во Франции они выиграли несколько судебных процессов у France Telecom, которая ограничивала абонентов в выборе домашней страницы на браузере WAP-телефона. Очевидно, проблема ограничения WAP-серфинга не столь актуальна для наших соотечественников, владеющих WAP-телефонами, (в МТС и «Вымпелкоме», вместе взятых, пока не наберется и 10 тыс. таких пользователей). Весь инструментарий, необходимый им сегодня для бизнеса и повседневных дел, предоставляют операторы, которые в большинстве случаев сознательно формируют спрос на различные WAP-услуги. Немалую роль играет ценовая политика. Цены на WAP-доступ должны действительно устраивать клиентов, и в этом плане весьма показателен опыт МТС. Как утверждает директор службы новых технологий и услуг Шагит Резников, с нуля часов до часа WAP-трафик в сети составляет более 13% среднесуточного объема. Причина в том, что именно с полуночи одна минута WAP-доступа в МТС стоит 3 цента и абонентам не жалко потратить эти деньги, чтобы опробовать новую услугу.

Директор департамента новых продуктов и услуг компании «Вымпелком» Сергей Морозов согласился с тем, что «вопрос тарификации WAP-услуг — это больной вопрос, причем не только для абонентов, но и для сотовых компаний». По мнению представителей обеих компаний, на первой стадии развития WAP-технологий допустимо существование ресурсов, не имеющих целевой аудитории, однако, как подчеркнул Резников, по своей сути, «услуги WAP очень кастомизированы, они должны быть привязаны к определенному рынку». Развивая эту тему, Морозов добавил, что «Вымпелком» будет реализовывать дифференцированный подход к тарификации доступа. В оборудовании, которое используется «Вымпелкомом» для предоставления услуг на базе протокола WAP, есть возможность тарификации различных разделов внутри WAP-сайта различным образом.

Вероятно, аналогичное решение имеется в распоряжении МТС. Ведь разные разделы на сайтах сотовых компаний — не что иное, как ссылки на независимые WAP-источники информации. Сейчас, когда рынок коммерческих WAP-услуг находится в стадии зарождения, операторы и поставщики информационного наполнения, как правило, не задумываются о дележе прибыли, хотя, понятно, что операторов, обслуживающих сотни тысяч абонентов, в России всего два, а независимых поставщиков информации — сотни. Сейчас главное, чтобы заработала идея, новая бизнес-модель. Но рано или поздно рынок коммерческих WAP-услуг созреет, а операторы получат достаточную статистику по популярности своих разделов. Вот тогда-то политика дифференцируемых тарифов может стать решающим инструментом кастомизации российского WAP-пространства.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями