Производители готовы к взрывному развитию рынка фотореалистичной широкоформатной печати. Дело за потребителями, готовыми с энтузиазмом приобретать это оборудование.

В компании Epson ожидают, что объемы продаж широкоформатных принтеров для вывода графики будут расти на 20% ежегодно

В компании Epson главную причину видят в том, что из вертикального этот рынок превращается в горизонтальный.

По данным Epson, в 1999 году в мире было продано почти 250 тыс. систем широкоформатной печати. Приблизительно 75 тыс. из этого числа пришлось на принтеры для вывода графики, а оставшуюся часть заняли системы для инженерных приложений. Графика заметно уступает по объему, но выигрывает по перспективам роста. В Epson ожидают, что объемы продаж широкоформатных принтеров для вывода графики будут расти на 20% ежегодно и к 2003 году достигнут 150 тыс. штук. Темпы роста продаж принтеров для инженерных приложений не столь впечатляющи — 5% в год.

Производство систем широкоформатной печати для вывода графики — область, безусловно, перспективная. И именно на ней Epson планирует сконцентрировать свои усилия.

Важные шаги компании в этой области — разработка новых чернил ColorFast и широкоформатных принтеров для работы с этими чернилами Stulys Pro 9500 и 7500. Главная особенность новых пигментных чернил — используемая при их производстве технология микроинкапсуляции. Каждая частица пигмента оказывается заключенной в оболочку из прозрачной смолы. При печати на поверхности носителя образуется своеобразный сандвич из двух слоев смолы и заключенного между ними слоя красителя. Благодаря особым свойствам смолы краситель более равномерно распределяется по поверхности и оказывается защищенным от внешних воздействий. Одно из наиболее заметных достижений новой технологии — уникальная (как утверждают в Epson, до 200 лет) светостойкость оттисков. Помимо новых чернил компания при создании широкоформатных принтеров применила ряд технологий, ранее использовавшихся ею при производстве настольных моделей устройств печати.

Перенос технологий из области настольной струйной печати в область печати широкоформатной — характерная тенденция этой индустрии. В настоящее время уже все ведущие производители струйных принтеров — Canon, Hewlett-Packard и Epson — активно продвигают широкоформатные модели. По мнению менеджера московского представительства Epson Сергея Саморукова, это закономерное явление: «Как только продажи систем широкоформатной печати начали принимать массовый характер, ведущие производители струйных принтеров обратили на этот рынок внимание. По-моему, спустя какое-то время компании, контролирующие рынок настольных струйных принтеров, будут доминировать и в области широкоформатной печати. Остальные либо совсем уйдут с этого рынка, либо будут вытеснены в отдельные ниши».

Особую пикантность ситуации придает тот факт, что ряд производителей (такие, как Muton, Kodak и Agfa) используют в своих плоттерах печатные головки производства Epson. По словам Саморукова, поставлять третьим фирмам головки и технологии для печати новыми чернилами Epson не планирует.

Константин Макаренков, менеджер по маркетингу продукции московского представительства компании Hewlett-Packard, согласен со своим коллегой из Epson в оценке перспектив рынка систем широкоформатной печати для графических приложений: «Ведущие производители широкоформатных принтеров существенно повысили качество и скорость печати своих устройств и одновременно снизили себестоимость оттиска. Все это сделало покупку широкоформатного принтера оправданным приобретением для мелких и средних компаний — как для рекламных агентств, так и для заказчиков широкоформатной печати».

Однако он не считает, что успехи производителя в продвижении настольных струйных принтеров могут гарантировать быстрый рост продаж широкоформатных систем.

«На рынке широкоформатной печати наблюдается очень высокий уровень конкуренции; существуют компании, такие как Muton, Roland, ENCAD, которые специализируются на производстве подобных систем и накопили в этой области огромный опыт, — продолжает Макаренков. — С ними не так легко конкурировать. Наша фабрика в Барселоне, выпускающая широкоформатные принтеры, — лидер по части инноваций. По скорости обновления моделей семейство DesignJet уступает разве что настольным струйным принтерам. Но широкоформатная печать — специфический рынок, который сильно отличается от рынка настольных струйных принтеров. Успех той или иной компании в области струйной печати нельзя автоматически перенести на широкоформатные устройства».

За последнее время требования к качеству широкоформатной печати существенно возросли. Можно говорить о том, что разрешение в 600 dpi и печать в шесть и более красок стали стандартом. Компания ENCAD, перешагнув ступеньку шести цветов, выпустила сразу восьмикрасочную модель NovaJet 850.

Целое семейство широкоформатных принтеров для рынка графики представила компания Hewlett-Packard. Модели DesignJet 500ps и 800ps пришли на смену принтерам DesignJet 488CA, 2500CP и 755CM. Стоящие в названии модели буквы ps указывают на поддержку языка PostScript. В обсуждаемом контексте особый интерес представляет «младшая» модель DesignJet 500ps. Относительно невысокая цена — 3200 долл. для модели с шириной печати 61 см и 4400 долл. для 107 см — делает ее привлекательной покупкой для конечных потребителей широкоформатной печати. Очевидно, предполагая, что пользователями этой модели будут не профессионалы, разработчики максимально упростили процессы управления и обслуживания принтера. Модель DesignJet 5000 — это первый широкоформатный принтер HP, печатающий более чем в четыре краски (к стандартному набору CMYK добавлены светло-голубой и светло-пурпурный). Для использования с принтером выпущены специальные печатные материалы. К весне HP планирует выпустить на рынок стойкие к ультрафиолетовому излучению чернила для принтеров данной серии.

Производители готовы к взрывному развитию рынка фотореалистичной широкоформатной печати. Дело за потребителями, готовыми с энтузиазмом приобретать это оборудование. В компании Epson Hunbai, отвечающей за продажу оборудования Epson на внутреннем японском рынке, полагают, что основную массу «новых» покупателей плоттеров составят фирмы, которые периодически заказывают вывод плакатов сервисным бюро. Качество печати, которое обеспечивает современное оборудование, высоко, цена, по крайней мере по японским масштабам, приемлема, оборудование просто в обслуживании. Менеджеры Epson Hunbai считают, что системы широкоформатной печати должны повторить судьбу цветных копиров и лазерных принтеров, которые сначала были прерогативой сервисных бюро и крупных компаний, но со временем превратились в массовые продукты.

Александр Глейзеров, генеральный директор компании «Экспо Графика», которая продает системы широкоформатной печати и расходные материалы, отмечает рост интереса к широкоформатной печати. По его мнению, рост продаж вызван тем, что подобное оборудование начинают закупать небольшие и средние рекламные агентства, у которых есть несколько клиентов, готовых заказывать услуги по широкоформатной печати. К перспективам же продажи в России широкоформатных принтеров конечным потребителям Глейзеров относится скептически. По его мнению, в нашей стране основной объем широкоформатной печати приходится на создание технологически сложных объектов, с использованием ламинаторов, резаков, дополнительного финишного оборудования.

«Держать все это оборудование у себя и платить зарплату обслуживающим его сотрудникам клиенту невыгодно», — уверен Глейзеров.

С Глейзеровым в принципе согласен старший менеджер отдела продаж компании «Лир Консалтинг» Андрей Голенкович. По его словам, в России даже крупные сети магазинов не берут на себя расходы по содержанию собственного парка оборудования, предпочитая размещать заказы на широкоформатную печать в печатных салонах. Он также отмечает рост продаж систем широкоформатной печати, но в отличие от Глейзерова связывает его с тем, что крупные рекламные агентства и печатные салоны, которые фактически поделили рынок широкоформатной печати после кризиса 1998 года, проводят модернизацию своего оборудования.

Все опрошенные нами продавцы систем широкоформатной печати подтверждают наличие интереса со стороны компаний, заказывающих услуги по широкоформатной печати третьим фирмам. Однако о массовых продажах речь пока не идет. По мнению одних, сдерживающим фактором является низкая информированность потенциальных заказчиков о возможностях современных систем широкоформатной печати. Другие полагают: для того чтобы эта категория продуктов стала в нашей стране массовой, цена еще слишком высока. В любом случае, хотя рост интереса к системам широкоформатной печати налицо, о начале массовых продаж таких систем в России говорить пока рано.


Языком статистики

Определенное представление о том, как поделен между производителями отечественный рынок широкоформатной печати, может дать сентябрьская статистика запросов на сервере www.price.ru. Как видно из таблицы, с серьезным отрывом лидирует Hewlett-Packard. Оставшуюся часть пирога поделили между собой ENCAD, Roland, Muton и Summagraphics. Следует отметить, что поскольку подавляющее большинство запросов приходится на расходные материалы, данная таблица позволяет судить о существующем в стране парке машин, но не о предпочтениях покупателей при выборе новых моделей.

Hewlett-Packard64,33%
Encad10,52%
Roland7,09%
Mutoh4,28%
Summagraphics3,81%
Другие*9,97%
* В их числе CalComp, OCE, Xerox, Canon, Epson, Agfa, ColorSpan, AXIZ, Cielle