Уход SCO повлияет на общее состояние рынка операционных систем

Третья по счету конференция пользователей и партнеров SCO, проходившая 4 октября, привлекла значительно больше участников, чем две первых, — около 140 человек. Однако мероприятие отчасти напоминало поминки, на которых пытаются скрыть сам факт тяжелой утраты: организаторы конференции региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии Грег Богохвальски и менеджер по России, Украине и Белоруссии Александр Сиротин каким-то невероятным образом обошли важнейший вопрос — кончину SCO. Точнее, они оставили вне обсуждения факт разделения и продажи той части компании, сотрудниками которой оба являются.

Западные гости стремились представить дело так, как будто вообще не произошло ничего такого, что может повлиять на перспективы продуктов компании, а следовательно, на судьбы пользователей, партнеров, да и на их собственные. Более того, они старалист убедить зал в прогнозируемости будущего для проданной части SCO.

Еще в июле появились первые статьи, «разогревающие» публику намеками на то, что довольно молодая компания Caldera готовится приобрести еще не очень состарившегося ветерана SCO. Позже, 22 августа, на традиционном мероприятии, заботливо переименованном из SCO Forum в Forum 2000, было объявлено, что за 7 млн. долл. и 28% своих акций Caldera действительно выкупила два из трех основных подразделений SCO. По условиям сделки в ее владение перешли Server Software и Professional Services, а третье подразделение теперь выделяется в отдельную компанию, названную Tarantella по имени своего основного продукта.

Интересы Caldera понятны. Server Software дополнит Linux свойствами, необходимыми в корпоративных приложениях: масштабируемостью, поддержкой кластерных и мультипроцессорных конфигураций. Другое подразделение — Professional Services обеспечит сеть сервиса, которая у Caldera отсутствует.

Обновленная компания теперь откровенно заявляет о своих претензиях на роль лидера в мире Linux/Intel. А вот войдет ли в круг ее интересов поддержка существующих продуктов? На этот вопрос определенного ответа нет.

Итак, на Forum 2000 было подтверждено: отныне брэнд SCO прекращает свое существование. Хотя событие не столь уж сенсационное и на порядки меньше по финансовым масштабам, чем продажа корпорации Digital Equipment, состоявшаяся два года назад, все же от этого оно не станет менее знаковым для профессионалов. Как ни печально, вместе с SCO уходит эпоха. С олимпа компьютерного бизнеса без литавр исчезает компания, которой, по данным International Data Corp., принадлежало до 40% Unix-систем. Компания, имя которой однозначно связывало Intel-платформу и Unix. Которая была символом времени.

То, каким на самом деле окажется будущее столь близких многим OpenServer и UnixWare, уходящих корнями еще в Unix System V компании AT&T, сейчас с уверенностью сказать не может никто. Ни руководители из штаб-квартиры в Санта-Круз, которые пересели из кресел SCO в кресла Caldera, ни тем более представители офиса в Варшаве, приехавшие в Москву. Ясно только, что в новых условиях Caldera (Богохвальски и Сиротин будут сотрудниками именно этой компании) постарается согласовать OpenLinux с Open Server и UnixWare и создать новую платформу Open Internet Platform (OIP) для корпоративных пользователей и партнеров-разработчиков.

Исчезновение SCO может повлиять на расстановку сил и на общее состояние рынка операционных систем, особенно если принять во внимание метаморфозы, свидетелями которых нам предстоит очень скоро стать в связи с появлением в массовом производстве 64-разрядных процессоров. Данный прецедент — первая ласточка больших событий. Сделает ли первая ласточка весну?

Вне зависимости от ответа на этот вопрос, представляется очевидным, что с уходом SCO на поле Unix для архитектуры IA-64 начнется совершенно новая игра по новым правилам и, заметим, на очень большие деньги. Сейчас она пока еще в дебюте. На этой стадии главное подготовиться и создать исходные позиции для миграции пользователей с OpenServer и UnixWare на Linux. Этот процесс обещает быть бурным, наверняка он не затянется на долгие годы, поскольку срок окупаемости серверов на платформе Intel невелик.

Размещение компании Caldera в той нише, которую занимала SCO, есть еще одно свидетельство финала короткого и романтического периода в жизни Linux. Одновременно оно в какой-то степени лишает покрова таинственности силы, стоящие за сценой и стимулирующие массированное продвижение Linux. Совершенно очевидно, что операционная система попала в область интересов крупнейших венчурных компаний, находящихся не только в Кремниевой Долине, но и на Уолл-стрит, среди которых особое место занимает Chase H&Q, дочернее предприятие одноименного банка. О масштабе их интересов можно только догадываться.