Определение

Провайдеры услуг доступа к приложениям (ASP — application service provider) предлагают своих клиентам услуги независимого сопровождения разрабатываемого, поставляемого и обслуживаемого ими аппаратного и программного обеспечения, тем самым высвобождая внутренние ресурсы своих пользователей.

Подавляющее большинство предприятий используют компьютеры для выполнения приложений, обслуживающих специфические для их рода деятельности функции. Как правило, на приобретение ПО расходуются значительные средства. (Технически, конечно, покупаются не программы, а лицензии на них.) Общая стоимость программных продуктов — будь то приложения для ПК, которыми ИТ-служба должна оснастить тысячи пользователей, или размещаемые на мэйнфреймах или корпоративных серверах программы, которых требуется всего одну или несколько копий, — весьма, а иногда просто запредельно высока.

И это только начало. Приложения обычно обновляются каждые год-два, причем каждая модернизация стоит денег, вне зависимости от того, покупаете ли вы пакет обновлений заново или получаете в соответствии с условиями договора на обслуживание или по подписке.

Из-за высокой стоимости программного обеспечения и вследствие распространения двухзвенных клиент-серверных вычислительных архитектур сейчас с поразительной скоростью развивается новая отрасль, где главными действующими лицами стали так называемые провайдеры услуг доступа к приложениям (ASP — application service provider). (В русскоязычной литературе часто можно также встретить выражение «аренда приложений». — Прим. ред.)

Что они предлагают?

Как объясняет Эми Мизорас, аналитик компании International Data Corp., эти правайдеры предлагают обслуживание по контракту, в рамках которого они развертывают приложения, управляют ими и предоставляют к ним доступ, причем приложения эти размещаются вне офиса заказчика.

По сути, провайдеры услуг доступа к приложениям покупают и обслуживают программное обеспечение (или разрабатывают его для своих заказчиков в соответствии с их требованиями). Они также покупают серверное аппаратное обеспечение и сетевое оборудование, а затем предоставляют их в аренду заказчикам, как правило, на фиксированный период времени по определенной цене. Это соглашение, в какой-то степени напоминающее договор об аренде автомобиля, предполагает, что заказчик вместо того, чтобы тратить огромные средства на аппаратное и программное обеспечение, должен понемногу платить за их временное использование.

Без ASP

Провайдер услуг доступа к приложениям передает приложение пользователю через выделенные сетевые соединения. В идеале, как отметила Мизорас, провайдер предпочел бы обслуживать приложения через Internet, но для заказчиков это не всегда возможно.

Провайдер размещает приложения на мощных серверах приложений/данных. Они, как правило, представляют собой серверы под управлением операционных систем Unix или Windows NT, на которых развернуты самые различные программы.

Нередко используется архитектура на базе тонких клиентах для того, чтобы предоставить доступ к приложениям, которые могут храниться и работать в основном на сервере, или же применяется подход, при котором приложения могут передаваться для выполнения на настольные системы пользователей.

Провайдеры услуг также оснащены фронтальными (front-end) системами, которые отвечают за защиту, электронную почту, доступ в Internet и другие услуги, но главным образом действуют как соединение с сервером.

Согласно исследованиям, проведенным IDC, пользователям предоставляют в основном три категории приложений.

Корпоративные приложения включают в себя системы управления отношениями с заказчиками, системы планирования ресурсов предприятия, хранилища данных и программы для поддержки вертикальных отраслей.

К приложениям коллективной работы относятся программы, позволяющие выполнять внутренние операции, такие как электронная почта, групповое программное обеспечение, системы создания документов и управления сообщениями.

Вместе с ASP

Наконец, ASP предлагают приложения для персонального применения, в том числе игры, развлекательные программы, приложения для домашнего офиса и другое программное обеспечение, которое можно приобрести в компьютерном магазине.

Самые простые ASP-прилодения полностью автоматизированы. Например, заказчик может обратиться всего на один Internet-портал и арендовать на нем все необходимое для начала работы небольшого сайта электронной торговли.

«Простое приложение требует незначительной конфигурации и настройки (если вообще такая настройка необходима). Есть лишь несколько моментов, касающихся интеграции, — заметил Лью Холлербах, старший аналитик компании Aberdeen Group.

Более развитые ASP-приложения могут предложить пользователю адаптацию информации в соответствии с его требованиями. Человек контролирует управление приложениями, а также добавляет важную информацию об особенностях их использования.

Среди приложений, предлагаемых независимыми компаниями, наиболее совершенными считаются те, для поддержки которых провайдерам приходится объединять несколько служб, сочетая адаптацию служб к требованиям конечных пользователей с реализацией приложений и обеспечением интеграции с существующей системой.

И что в итоге?

Провайдеры услуг доступа к приложениям пока не столь популярны, как полагают некоторые оптимистично настроенные аналитики, но они могут значительно упростить работу многих администраторов информационных служб и подразделений.

Провайдеры часто предлагают организациям приложения, которые нельзя отнести к критически важным, например, программы планирования путешествий и отдыха, причем они делают это намного эффективнее, чем если бы сами ИТ-подразделения могли их установить в своей компании.

С помощью провайдеров услуг доступа к приложениям ИТ-подразделение может больше внимания уделять критически важному программному обеспечению и решению системных проблем, которые весьма значимы для работы компании.

Кроме того, отпадает необходимость приглашать на работу избыточное количество специалистов, которых найти на рынке труда довольно сложно.

Холлербах считает, что одна из причин нынешней непопулярности идеи ASP состоит в том, что компании инвестировали большие средства и потратили много времени на уже имеющиеся у них компьютерные системы.

Он также отметил явные недостатки маркетинговой политики провайдеров услуг доступа к приложениям.

По его словам, вместо того чтобы ориентироваться на конкретную отрасль, скажем на здравоохранение, и формировать комплексные предложения, провайдеры предлагают предприятиям отдельные приложения, что компаниям, по существу, не требуется.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями