CW-R представляет

«Умнейший человек в Web», «король практичности Web», «один из наиболее признанных специалистов по пользовательским интерфейсам» — так называет Якоба Нильсена американская пресса

Якоб Нильсен, глава консультационной фирмы Nielsen Norman Group, занимается вопросами удобства использования Всемирной Паутины. По его наблюдению, 90% Web-сайтов спроектированы плохо, и работать с ними довольно сложно. Изобилие анимационных фрагментов, которые очень долго загружаются, выглядящие атавизмами ресурсы и сбивающие с толку своей топологией сайты создают киберпутешественникам огромные трудности. Авторам новых проектов предстоит решить еще очень много задач, прежде чем Web сможет полностью реализовать свой огромный потенциал.

Концепция одного щелчка

«Удобство работы имеет решающее значение для Сети, — отметил Нильсен на семинаре, посвященном удобству использования Web. — Представители компьютерной отрасли всегда предлагали рынку сложные в эксплуатации продукты, ведь очень часто клиент сначала покупает продукт, а затем начинает задумываться о возможности его эффективного применения. В Web удобство работы выходит на передний план. Лишь в этом случае посетитель Internet-магазина оформит покупку и захочет вернуться сюда еще раз».

С тем чтобы повысить удобство использования, Нильсен рекомендует владельцам Web-сайтов поставить себя на место своих клиентов и смоделировать их действия.

Одним из важных моментов является время отклика. Нильсен сослался на результаты исследований, проводившихся еще в 1968 году, в соответствии с которыми время отклика интерактивной системы не должно превышать одной секунды. А теперь вспомните, сколько раз вам доводилось посещать сайты, содержимое которых загружается по 15 секунд и даже дольше?

При открытии очень многих Web-страниц мы наблюдаем эффектные анимационные ролики, созданные при помощи JavaScript. Прежде чем посетители доберутся до цели, они должны загрузить специальный модуль расширений или кэшировать большой файл. «Приходится ждать просто для того, чтобы узнать, есть ли на сайте что-нибудь интересное, — заметил Нильсен. — Помимо компонентов, замедляющих загрузку, к явно лишним элементам я бы отнес анимацию и причудливую графику. За эффектным представлением не скрывается никакой полезной информации, а время загрузки увеличивается многократно».

Оригинальность, не приносящая успеха

Следующий вопрос связан с нестандартностью и несовместимостью. На многих Web-сайтах присутствуют странные и непонятные линейки прокрутки, а также иные элементы управления, не имеющие ничего общего с их стандартным набором. Но если не знать, как перемещаться по страницам, скорее всего никогда не удастся добраться до нужного места.

«Навязчивые приглашения зарегистрироваться и всплывающие окна также могут испортить хорошее впечатление, — подчеркнул Нильсен. — Люди не доверяют таким сайтам и стремятся избегать их, даже если на страницах представлена полезная информация».

Если избежать подобной ситуации нельзя, возможно следующее решение: владельцы сайта заранее должны предупредить о том, как они собираются использовать полученные сведения. В таком случае пользователю легче принять аргументированное решение относительно того, стоит указывать свои координаты или нет.

Рейтинг сайта можно повысить, заслужив доверие пользователей. На страницах Epinions.com любой желающий может опубликовать свой собственный обзор сайта. Хорошие обзоры помещаются в верхнюю часть списка. Проанализировав отношение пользователей, можно проверить, чего ты стоишь на самом деле.

«Пиктограммы TrustE бесполезны, — заметил Нильсен, говоря о службах аутентификации третьих фирм. — Никто не понимает, что они означают».

Роль содержания в войне сайтов

«Web-сайты привлекают посетителей своим содержанием, — подчеркнул Нильсен. — Однако представить его должным образом не так-то просто. Попадая в Сеть, пользователи уже не читают, а просматривают текст. Читать с экрана ПК неудобно, а публикуемые сведения зачастую не отличаются глубиной, плохо структурированы и не всегда своевременно обновляются».

На примере сайта, созданного издателями одной из газет, Нильсен продемонстрировал типичный случай, когда строка заголовка появляется в поле для поиска без абзаца с пояснениями. А ведь оторванный от контекста заголовок очень часто не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Материалы, публикуемые на многих сайтах (например, описание продукции компании), изобилуют маркетинговым сленгом. Как правило, непосвященный читатель не в состоянии разобраться, каково же назначение того или иного продукта.

На одном из сайтов электронной коммерции ноутбук ThinkPad назван «идеальным сочетанием высокой производительности и мобильности». Следующая модель тоже представляется как «идеальное сочетание высокой производительности и мобильности». Сразу возникает вопрос, в чем же различие между этими двумя компьютерами? По мнению Нильсена, содержание сайтов должно отражать интерактивную природу Web.

Особенности электронной коммерции

Сайты электронной коммерции отличаются большим удобством по сравнению со всей остальной частью Сети. Это легко объяснить: ведь если вы не найдете нужного вам товара, то и не купите его. Однако и здесь есть простор для совершенствования.

Часто электронные коммерсанты несут потери, потому что клиентам просто не удается добраться до интересующего их товара.

Сайт Disney.com снабжен хорошим описанием продуктов и яркими масштабируемыми фотографиями. Однако когда вы заходите на страницу заказа и обнаруживаете напечатанное крошечным шрифтом примечание, в котором говорится, что товар отсутствует на складе, вы испытываете разочарование. На Jcrew.com, специализирующемся на продаже одежды, большие фотографии выгодно смотрятся на тщательно подобранном фоне, а исчерпывающие комментарии помогают хорошо ориентироваться в представленном ассортименте.

«Люди отказываются от покупки, если товара нет там, где они ожидают его увидеть, — подчеркнул Нильсен. — Сайты электронной коммерции должны иметь хорошее оглавление и простые, надежные поисковые средства, с помощью которых можно оперативно найти информацию о продуктах и службе поддержки клиентов. Кроме того, запомните: пользователи никогда не пойдут по ссылкам, напоминающим рекламу».

В заключение Нильсен привел примеры тех немногих сайтов, которые уже сегодня построены с учетом требований, предъявляемых самыми взыскательными клиентами. Вы непременно узнаете о них, потому что именно там будете проводить время и оставлять деньги. Сайты, подобные Yahoo, предоставляют своим клиентам наиболее полезные сведения, представленные в самом удобном виде.

Впрочем, говоря об удобстве использования, нельзя забывать и о прогрессе. Когда-то в Internet циркулировала только текстовая информация. На этапе становления Web представляла собой обычное хранилище текста. Разбиение текстов на страницы отсутствовало. Возможно, когда-нибудь эволюция функциональности Web позволит стереть нам границы сайтов.

Камерон Крауч

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями