И стоя у окна, задумчиво сказал: «В Америке бы сейчас мимо нас миллионеры летали...»

Дмитрий Гапотченко — заместитель главного редактора Computerworld Россия. Если Вы заметили глобальные изменения, сообщите о них на gdi@osp.ru

В России, однако, известная из классики страсть миллионеров к высотным прыжкам без парашюта не привилась. И слабонервные экс-богачи мимо нас не летали. Во-первых, они все-таки пока в диковинку. Во-вторых, мы стояли на последнем, третьем этаже нашего небоскреба, а с чердака при любой силе кризисе выкидываться не совсем прилично. В-третьих (а на самом деле во-первых) — тут у нас не Америка. Народ нервами покрепче, а экономическая система, как выяснилось, — гибче.

Первые дни и недели после «кризиса» были самыми интересными, как ни обидно было осознавать, что деньги, вложенные в, казалось бы, надежнейшие банки (мэрия акционер, она в обиду не даст), улетели навсегда. Интересно опять-таки по трем причинам: «кризис» был внове — это раз. Его никто не ждал, и посему отлакированных версий случившегося ни у кого не было — это два (на тех, кто уверял, что они все знали и предвидели, смотрели с искренним сочувствием — как же им, видать, беднягам, плохо, если они даже сейчас хорохорятся). Соответственно — правды об истинном положении компании можно было услышать столько, сколько ранее за год, и то от конкурентов. Так что жить стало, конечно, не легче, но куда как веселей.

Прогнозы той поры были один другого краше:

— Рынок сократится в три раза.

— Нет — в пять.

— Иностранные компании попали на деньги и уйдут с этого нервного и копеечного рынка.

— Да нет, для них-то потерянные миллионы — как слону дробина, а вот отечественные сужение рынка и повышение цен на комплектующие не перенесут.

— Дилерские сети рассыплются, дистрибьюторы начнут торговать напрямую.

— А зачем производителям такие дистрибьюторы? Они и сами поторгуют.

— Опять чемоданами начнем микросхемы возить.

— Вернемся в 96 год!

— В 95-й!

— В 92-й…

— А «подниматься» рынок будет медленно и печально. Потому что два комплекта выборов на носу — 96-й помните?

Потом первый болевой шок прошел, наступило время антикризисных стратегий.

Тоже презабавное.

Например, интересная, хотя и заочная, дискуссия развернулась по поводу главной нашей ценности — людей. Одни компании уверяли, что благодаря кризису им удалось очиститься от скверны — лишних людей, непонятно как пробравшихся на теплые места, и тем самым поднять производительность и конкурентоспособность на недосягаемую высоту. Другие же, наоборот, провозглашали, что, пользуясь паникой в рядах конкурентов из первой категории, они наберут на рынке труда «за так» первоклассных специалистов и опять-таки процветут.

Повеселели и собственно рыночные прогнозы. Те, кто уверял, что рынок упал втрое, не забывали уточнить, что их-то собственный бизнес лишь ополовинился. Были и признавшиеся в трехкратном падении оборота — но, по их оценкам, в среднем платежеспособная потребность в высоких технологиях упала впятеро. Откровенные высказывания звучали все реже, а сделанные ранее стали дезавуироваться: та часть разрухи, что гнездилась в головах, стала отступать под напором налаживающейся жизни.

Собственно стратегий было три: 1) сократив издержки, переждать худую годину, 2) воспользовавшись пассивностью конкурентов (см. пункт 1), захватить большую долю рынка, 3) сократить издержки и при этом увеличить долю. К декларированию последней, как самой выигрышной, со временем пришло большинство желающих что-либо декларировать.

Но стратегии — стратегиями, а настоящее и ближайшее будущее рисовалось не катастрофическим уже, но безрадостным. Навеки, казалось, ушли в прошлое всякие «фенечки», скрашивавшие суровый ИТ-быт: дилерские Симпозиумы и Академии, праздничные «Комтеки», вместе с самим «Дейтором» канул в небытие и «Топ 100» — объект приложения усилий одних, пиетета других и насмешек третьих.

Однако спасибо предусмотрительно сделанной заокеанскими друзьями «ошибке 2000», выборам, от которых все ранее ждали лишь неприятностей, и всеисцеляющему ходу времени. Кризис стал развеиваться как дым над полем брани, открывая взорам убитых, раненых и прочие жертвы и разрушения.

А их не оказалось.

Выяснилось, что предрекавшееся трех-пятикратное падение рынка его субъекты вынесли на удивление легко: пропорционального сокращения их количества отнюдь не произошло — все известные имена и марки на месте, кое-кому нездоровится — ну да в нашей зоне рискованного земледелия проблемы бывают не то что от дефолта — от визита не в меру принципиального сантехника компанию может залихорадить.

Более того, несмотря на раны, нанесенные августом двухлетней давности, похоже, и от общемировых тенденций мы в стороне не остались. Разве что деньги все стали считать повнимательнее, в том числе — отпускаемые на информатизацию. Но, тем не менее, и над ERP-системами у нас начали всерьез задумываться, и о внедрении Internet в реальный бизнес. Перенесли «на ногах» (вместе со всеми) идею полного спрямления каналов посредством продаж с сайтов производителей. Не поучаствовали, правда, в бурном росте NASDAQ (и его последующем падении) и B2C-лихорадке — так оно и к лучшему.

Последней, пожалуй, из примет докризисной «бель эпок» вернулись рейтинги (их главный производитель — компания «Дейтор» за время кризиса рынок, как было сказано выше, покинула), но свято место пустовало недолго. Рейтинг электронных магазинов, учиняемый «РА-Эксперт», взял от позднего «Дейтора» самое главное: умение, изменив на ходу и без особых объяснений методику если не рейтингования, то представления результатов, оставить прежних победителей.

А когда материал был уже написан, в журнале «Карьера» появился чудеснейший рейтинг «молодых» компьютерщиков (www.kariera.orc.ru/0708-00/Allst007.html), составленный, как это ныне модно, экспертами. Их творение, безусловно, заслуживает отдельной публикации. Для поднятия интереса скажу, например, что из 43 рассмотренных лидеров индустрии за свою деловую репутацию среднюю оценку менее 4 баллов (по 10-балльной шкале) получили 35 из числа «всех звезд». То есть менее двойки — по пятибалльной. Сурово.

А кто в нем победил? Неужели не очевидно?