Источниками их являются, как правило, или компетентные органы, подавляющие свободу слова, или не столь компетентные, но алчущие «повременки».

Дмитрий Гапотченко — заместитель главного редактора еженедельника Computerworld Россия. С ним можно связаться по электронной почте по адресу gdi@osp.ru

О еще одной угрозе триумфальному шествию WWW, куда более неотвратимой, нежели происки разведчиков и телефонистов, предпочитают не вспоминать. Возможно, из тех же соображений, из каких суеверные люди черта не поминают — чтоб и в самом деле не явился.

Оптимизм, щедро расточаемый обычными и Internet-СМИ, инвесторами (последними — вперемежку с инвестициями), по поводу перспектив упомянутых iСМИ, электронных магазинов, плодящихся порталов и прочих рунетовских прелестей основан на более чем спорных предположениях, что количество россиян в Сети будет и дальше расти как по заказу, а их желание обозреть все выставленное напоказ будет, как и прежде, безгранично.

Что касается первого, то сам по себе анализ, хотя бы и беглый, динамики количества рунетян и их классового состава — тема интересная и требующая немалого места и времени. Что же касается «желания», то его должно быть изрядно, и вдобавок оно должно быть подкреплено весьма солидными «возможностями» по посещению всего, что воля и труд человека, а также деньги инвесторов в Сети российской сотворили.

А сотворили они многое: магазины и ценовые базы данных по сотням торговых точек, многочисленные iСМИ и разнообразные ленты новостей (вещающие, естественно в реальном времени, иначе зачем же Internet городить), супер-гипер-порталы, рейтинги и классификаторы. Это богатство обросло баннерами, перекрестными «кнопочными» ссылками, красивыми картинками, массой сопутствующей информации и т.д. и т.п. С массой графики, «элементами анимации» и flash-технологий.

По части «наполнения» новостройки преизрядно (и не только в пределах ниши) пересекаются: iСМи по новостям и темам, ценовые базы данных — по магазинам и их предложениям, порталы — по классифицированным сайтам и опять же новостям. Но всему этому, если верить счетчикам и победным релизам баннерных сетей, находится благодарный потребитель. Что вполне объяснимо.

Аналитики от Сети, отдающие много сил вычислению средних параметров (возраст, зарплата, пол, рост, вес) среднего рунетянина, упускают его важнейшую характеристику: усердный посетитель и внимательный читатель должен в первую очередь быть (в среднем, конечно) не мужчиной 20-35 лет с высшим образованием и хорошей зарплатой, а человеком, у которого есть как минимум две вещи из нижеперечисленных трех: 1) хороший канал; 2) бесплатный канал; 3) много времени на пользование хорошим и бесплатным каналом.

Нетрудно догадаться, что в наилучшей степени эти условия выполняются или на дому миллионера, проведшего в квартиру оптоволокно, или, что более реально, на рабочем месте не особо обремененного делами сотрудника небюджетного предприятия (в бюджетных с Internet, как правило, не очень хорошо).

Прямым (хотя и неполным) подтверждением этих слов может стать изучение рамблеровской статистики, отражающей интерес к ресурсам в зависимости от времени и дня недели. Практически каждый из сайтов в выходные дни становится раза в два-три менее интересным. По мере попадания граждан на рабочие места стремительно растет и посещаемость ресурсов. Ее пик достигается в один из рабочих часов, на отдыхе же трудящиеся становятся гораздо менее склонны пользоваться безграничными возможностями Internet, поскольку дома наслаждаться анимированными баннерами приходится за свой счет. При этом следует учесть, что статистика, формируемая на базе опросов типа «Ходите ли Вы в Internet из дома, с работы, оттуда и оттуда и т.д.» не совсем репрезентативна, ибо касается лишь количества посещений, но не их длительности. С которой напрямую связано количество посещенных страниц и просмотренных реклам.

То есть на предмет гордости Internet-оптимистов — молодого, образованного, имеющего (потенциально) высокую покупательную способность среднего рунетянина — стоит взглянуть с другой стороны: это любитель почитать газету за бесплатно и в рабочее время, в него же сходить в магазин, обсудить последние новости и т.д. В общем — типичный персонаж сатирического фильма о советском учреждении.

Так что, если вас соблазняют заняться «e-бизнесом», указывая на статистику (частоту посещений, молодость и богатство аудитории, etc.) как на гарант процветания предприятия, стоит помнить, что это счастье не навсегда. Рано или поздно руководители компаний обратят внимание на использование казенного доступа. Так что в ожидании этого момента при оценке популярности ресурсов стоит использовать «воскресную посещаемость». Ее цифры не так впечатляющи, зато никуда не денутся. А для сетевых изданий, развлекательных центров и магазинов наведение порядка будет означать такое уменьшение клиентской базы, которое не покроет ни одно маркетингово-статистическое исследование.

Мне доподлинно известна лишь одна компания, в которой имеется иерархическая пирамида «присмотра» за сетевыми склонностями сотрудников. Но раздумьями на эту тему поделились многие — мистический покров над Сетью (как в свое время над ПК) понемногу приподнимается, и вопрос о реальной отдаче от следования моде в области высоких технологий рано или поздно встанет.

Те владельцы (или высокопоставленные менеджеры) сетевых магазинов, с которыми я беседовал на эту тему, осознают потенциал угрозы, но выражают надежду на то, что к тому времени, когда в организациях начнут контролировать использование Internet, дешевое оптоволокно войдет в каждый дом. Продавцы (точнее — раздатчики) контента более оригинальны: вскоре после прохождения по Сети «любовного» и «рабочего» вирусов в одном из iСМИ я встретил опасение, что под предлогом борьбы с эпидемиями компетентные органы поспособствуют сетевым администраторам решить вопросы безопасности вверенной им корпоративной сети, а «простым» администраторам — проблемы с бездельем сотрудников. Естественно, для устранения всех проблем, кроме внедрения антивирусных средств, придется вводить какую-никакую политику доступа в Сеть — за казенный счет сюда не ходи, тут не смотри, здесь не читай. И тем самым лишить граждан возможности интерактивно узнавать нарезанную на фреймы правду-матку (а заодно — читать анекдоты, делать покупки…, искать другую работу, наконец).

Угроза «наведения порядка» пока, что и говорить, призрачна, но с ней, в отличие, например, от повременки, под лозунгом «Свободу СМИ» не поборешься. Хотя, при желании, все можно: некоторое время назад наиболее ретивые из Internet-правозащитников обсуждали, не попротестовать ли им против протокола IPv6. Ведь после его введения свой IP-адрес сможет получить не только каждый Internet-тостер, но и каждый сетянин. А стало быть, пострадает пресловутая сетевая анонимность, то бишь «прайваси», чего допустить ну никак нельзя.