Создатель Netscape Communications намерен принимнять активное участие в новой революции

Марк Андриссен: «Мы наблюдаем формирование совершенно новой отрасли, которая, судя по всему, открывает весьма широкие перспективы для бизнеса»

В начале 90-х Марк Андриссен и компания Netscape Communications разожгли Web-революцию, выпустив браузер, ставший доминирующим интерфейсом для доступа в Сеть. Десять лет спустя последовало закономерное продолжение этой истории: Андриссен основал компанию LoudCloud, которая берет на себя функции поставщика вычислительных инфраструктур и стремится к расцвету Web-приложений. Редактор еженедельника InfoWorld Дэн Бриоди встретился с Андриссеном на конференции CTO Forum и задал несколько вопросов, дабы выяснить позиции LoudCloud на этом быстро растущем рынке.

В чем разница между LoudCloud и компаниями, оказывающими услуги хостинга, такими как Exodus?

Мы наблюдаем формирование совершенно новой отрасли, которая, судя по всему, открывает весьма широкие перспективы для бизнеса. Я думаю, она будет такой же крупной или даже крупнее сферы производства программных продуктов и, вероятно, ее структура окажется сложнее. В ней будет занято множество новых компаний, действующих как на горизонтальных, так и на вертикальных рынках. Эта отрасль ведет свое происхождение от отрасли программного обеспечения и телекоммуникационной отрасли. Ключевое слово — конвергенция. Возьмем программное обеспечение: традиционная для этой сферы модель, которая сводилась к созданию осязаемого программного продукта — упакованного в коробку и продаваемого в магазине, полностью меняется, и ее скоро вытеснит модель сетевых услуг. Многие новые компании придерживаются именно этого направления.

Что такое, по-вашему, провайдер услуг аренды приложений, или ASP (application service provider)?

Наверное, лет через пять, говоря об ASP, мы будем иметь в виду провайдеров приложений, рассчитанных на вертикальные отрасли. Но есть другая категория ASP, к ним, например, можно отнести USInternetworking, Corio, которым приходится сталкиваться со специфическими проблемами. Мне кажется, подобного рода компании в конечном итоге станут системными интеграторами, потому что, по сути, будут выполнять ту же самую роль, что и Andersen Consulting и KPMG, интегрирующие приложения для внутрикорпоративных сетей. LoudCloud — не вертикальный ASP типа Oracle или PeopleSoft и не такой ASP, каковыми являются Corio или USI. К тому же мы не работаем с физической сетевой инфраструктурой, не строим центры данных, или сети. Наша сфера интересов — выше.

Что же делает LoudCloud?

В сущности, занимается тем, что я называю единой «энергосистемой» программного обеспечения. Мы соотносимся с центром данных так же, как производитель программных продуктов — с компанией, выпускающей оборудование. В общем, это уровень программной инфраструктуры, который помогает компаниям развертывать программные продукты в самых сложных средах.

Это может быть работающая программная среда или же готовая к эксплуатации инфраструктура. Мы налаживаем работу предварительно развернутых в Web серверов приложений и баз данных. Это очень серьезная задача, и в последние годы ее успешно решают такие компании, как America Online, Yahoo! и Amazon.com, привлекающие специально для этого сотни людей. Однако ни новая фирма, занимающаяся Internet-бизнесом, ни известная компания, осваивающая новые виды деятельности в Internet, не смогут сами обеспечить такую же работоспособность программного обеспечения.

В общем, речь идет о срочном развертывании инфраструктуры для гибридных Internet-компаний.

Многие ASP говорят о модели оплаты «по факту», наподобие той, что действует в энергоснабжении и телефонных службах связи, однако на практике нередко предлагаются лицензии на рабочее место или ежемесячные выплаты. Используете ли вы модель расценок по схеме коммунальных платежей и собираетесь ли лицензировать свои услуги другим провайдерам?

Да, используем; нет, не собираемся. Здесь есть одна тонкость. Разработанная нами технология — мы называем ее OpsWare — представляет собой запатентованную программную среду, предназначенную для сопровождения, администрирования и масштабирования самых сложных программных сред. Если говорить буквально, мы автоматизируем процесс построения и эксплуатации крупномасштабных программных сред, в которых будут функционировать предлагаемые нами службы. Мы предоставляем полностью развернутую среду с оплатой по факту, за установленные функции.

Поэтому в числе наших клиентов — производители программных продуктов или те фирмы, которые сами собираются стать провайдерами услуг аренды приложений. Многие новички, подобно SalesForce.com, на первых порах располагают лишь одной моделью ASP. Они тоже наши потенциальные заказчики. Став клиентами, они смогут оплачивать счета по факту выполненной работы. В июне мы собираемся впервые обнародовать список некоторых наших клиентов: среди них есть громкие имена — это производители программного обеспечения, придерживающиеся именно такой политики.

Перечислите факторы, которые сегодня сдерживают развитие отрасли услуг аутсорсинга. Не ощущаете ли вы себя в положении автогонщика, вынужденного жать на тормоза?

Самой большой проблемой всегда была предлагаемая архитектура программного обеспечения. Самое трудное при обустройстве заказчика в нашей среде — правильно ответить на вопросы, стабильно ли работает программное обеспечение; можно ли его масштабировать, добавляя аппаратные средства; нет ли в его архитектуре слабых мест. Такой подход позволяет строить удачные приложения, что многие и делают. Так построены служба Amazon.com, AOL, Yahoo; но при этом множество фирм строят свои приложения иначе. И когда они начинают конструировать новые приложения, они оказываются просто вынужденными делать все, как полагается.

Каким образом LoudCloud может придать новый импульс разработке приложений?

Проповедовать новый подход к делу, заставить клиентов пересмотреть свой подход к приобретению программ, а производителей программных продуктов — изменить политику продаж. Я сравниваю то, что мы делаем, с тем, что компания Exodus Communications пыталась сделать три года назад. Три года назад они неустанно втолковывали людям: «Вам не следует самим строить центр данных. Вам нужно просто купить или арендовать пространство для вашего центра данных у нас». Мы тогда работали в Netscape и сами строили центры данных для Netscape.com. Мы просто считали, что так и положено. А примерно пару лет назад поняли, что надо по-другому.

Думаю, в течение года нечто подобное произойдет и в инфраструктуре программного обеспечения, о чем мы сейчас и ведем речь.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями