Мой коллега Джим Чампи в своих колонках в Computerworld отстаивает точку зрения, что для компаний, занятых в области электронной коммерции, исключительно актуален реинжиниринг бизнес-процессов (BPR — business-process reengineering).

Аллан Алтер, главный редактор Sloan Management Review, издаваемого Массачусетского технологического института. Адрес его электронной почты: alter@mit.edu

Джим абсолютно прав. Ошибаются те, кто считает концепцию реинжиниринга устаревшей. Идея реинжиниринга никогда не умирала. То же можно сказать и о всеобщем управлении качеством (TQM — total quality management). Убежденным приверженцем разновидности этой теории, получившей название Six Sigma, остается, в частности, Джек Велч из General Electrics.

Не стоит забывать, что с потерей интереса к какой-либо теории со стороны представителей средств массовой информации жизнь не кончается. Более того, именно после того, как наивысшая точка ажиотажа вокруг идеи пройдена, ею можно воспользоваться с максимальным эффектом.

Я убежден, что и реинжиниринг, и всеобщее управление качеством суть концепции, реализовать которые чрезвычайно трудно. Пытались многие, а успех сопутствовал лишь единицам. Идею реинжиниринга производства дискредитировали руководители, которые использовали ее для оправдания массовых увольнений. Всеобщему управлению качеством оказал медвежью услугу фанатизм его приверженцев. Однако каждая теория имеет право на жизнь, и по большому счету не важно, пишут о ней в газетах или не пишут. А если пишут, то какая разница что!

Мода на концепции управления меняется так же часто, как мода на прически или оправы очков. Сколько раз нам приходилось наблюдать, как отношение к определенной теории меняется на противоположное!

Проследим этот славный путь с самого начала. Итак, авторитетный консультант или профессор посвящает большой новой идее книгу или статью в научном журнале по проблемам менеджмента. Идея должна быть своевременной. О реинжиниринге — способе сделать много, а заплатить мало — заговорили в период спада производства; всеобщее управление качеством подняли на щит, когда в затылок буквально всему миру дышали японцы. Если соображения ученого мужа еще и не лишены здравого смысла и сулят солидные барыши, теория способна дотянуть до...

...появления первых приверженцев. На большую новую идею обращают внимание крупные консалтинговые фирмы и компании-производители. Интерес последних может заключаться не только в подведении теоретической базы под сырую эмпирику, но и в возможности продать под шумок кучу оборудования. Консультанты пишут на заданную тему новые сочинения, то есть книги и статьи, под влияние которых (и консультантов, и сочинений) подпадают несколько важных клиентов. После этого наступает...

...стадия слухов. Обозреватели и аналитики воспевают теорию на все лады. Все новые и новые компании берут ее на вооружение, тем самым давая повод для написания новых статей и отчетов. На Уолл-стрит подсчитывают рейтинги и отмечают компании-лидеры. Не попавшие в число отличников клятвенно уверяют, что очень стараются и тоже имеют уникальные наработки. В большинстве случаев это не соответствует действительности, однако нам куда важнее не пропустить тот момент, когда интерес к теории начинает ослабевать. На очереди...

...начало заката. Сторонники теории, как идейные, так и примкнувшие, начинают сознаваться в своих неудачах. Журналисты начинают сомневаться в эффективности концепции. Сообщений о неудачах все больше, и вот уже большая новая идея входит...

...в стадию свободного падения. СМИ муссируют неудачи. К обряду погребения заживо присоединяются аналитики. Большая новая идея критикуется на конференциях, семинарах, круглых столах. Возникает новая концепция, напрочь отрицающая прежнюю. Впрочем, ей суждено повторить судьбу предшественницы. А нашу идею заносят в разряд несостоятельных и подвергают забвению.

Однако можем ли мы сделать вывод, что большую новую идею постиг полный провал? В пылу газетных дискуссий все забывают, что помимо неудач были и успехи. Успехи, плодами которых продолжают пользоваться. Увы, журналистам и консультантам подобный положительный опыт уже не интересен. Мода прошла. Но чтобы урок был окончательно усвоен, надо еще проделать работу над ошибками...

Реинжиниринг входит в число технологий управления, которые при необходимости могут быть использованы. Думается, электронной коммерции предстоит долгая и тернистая дорога. А это значит, что время реинжиниринга и всеобщего управления качеством только начинается.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями