Компания надеется, что проекту ContentGuard не будет уготована печальная участь Alto

Именно здесь будущий изобретатель Macintosh впервые познакомился с прототипом компьютера Alto.

Увиденное позволило ему позаимствовать у разработчиков Xerox идеи мыши и графического пользовательского интерфейса и, успешно реализовав их в компании Apple Computer, заработать миллиарды долларов. Концепция ПК, которую так и не удалось реализовать самой Xerox, сегодня является всего лишь воспоминанием о давно ушедших днях, но из этого нужно извлечь правильный урок. Ошибки минувших лет не должны повторяться, поэтому остается надеяться, что недавно объявленному проекту ContentGuard, разрабатываемому совместными усилиями Xerox и Microsoft, не будет уготована печальная участь Alto.

Новая стратегия Xerox состоит в том, чтобы не отказываться от технологий, которые не вполне соответствуют основному профилю ее деятельности. Теперь корпорация создает новые фирмы, которые подхватывают работу над этими направлениями. Одной из таких попыток и стала инициатива ContentGuard, в основе которой лежат программные технологии, предназначенные для управления авторскими правами и цифровыми лицензиями интерактивных документов. Тематика, которую разрабатывает недавно созданная компания, являющаяся совместным предприятием Microsoft и Xerox, уходит своими корнями в проект исследовательского центра Xerox PARC, зародившийся еще до появления Internet.

Решение руководства Xerox создать на базе коллектива, разрабатывающего ContentGuard, отдельное предприятие объясняется тем, что огромная корпорация не в состоянии предложить рынку новый продукт в крайне сжатые сроки и не имеет таких возможностей и стимулов, которыми обладает молодая независимая компания.

«Очень трудно внедрить что-то новое в корпорации с давно устоявшимися правилами, — отметил член совета директоров ContentGuard Джон Манферделли, являющийся одновременно главным научным сотрудником и архитектором средств безопасности Microsoft. — Нельзя сказать, что эти правила плохи, но мы не в состоянии создать единый механизм, который одинаково хорошо стимулировал бы работу небольшого творческого коллектива и остальных 80 тыс. сотрудников корпорации».

«Мы понимали: для того чтобы заручиться поддержкой могущественных партнеров и влиятельных людей, нужно предоставить этой группе свободу, — добавил Брюс Гитлан, директор Xerox по корпоративным альянсам. — Только таким образом мы можем ускорить события. Есть уже и определенные результаты. Нам удалось привлечь на свою сторону Microsoft, которая скорее всего никогда не пошла бы на прямой союз с Xerox».

Впрочем, в прошлом корпорация Xerox с переменным успехом уже пыталась создавать дочерние предприятия. В 1993 году из недр корпорации вышла компания Documentum. Первичное размещение ее акций состоялось в 1996 году. Следующим на очереди оказалось подразделение ScanSoft, специализирующееся на создании программного обеспечения для сканеров, в том числе программ оптического распознавания. В прошлом году эта компания объединилась со своим бывшим конкурентом Visioneer.

Корпорация Microsoft решила принять участие в проекте ContentGuard, даже обладая собственными аналогичными наработками.

«Мы не собираемся отходить от генеральной линии и предлагать клиентам что-то несовместимое с Windows, — пояснил Манферделли. — Честно говоря, нашим сегодняшним партнерам удалось создать более удачный, полнофункциональный и универсальный продукт, многие компоненты которого нужны нам для дальнейшей работы. Мы делаем нечто похожее, но не собираемся полностью повторять путь, пройденный Xerox».

Первым программным продуктом Microsoft, в котором будет использоваться технология ContentGuard, станет приложение Microsoft Reader, предназначенное для электронных книг. Продукт поступит в продажу нынешним летом.

Со своей стороны представители Xerox сообщили, что вскоре от корпорации отделится еще одна компания. «Выращивание» независимых фирм планируется продолжить и в будущем.