Когда выяснилось, что даже после реорганизации бизнес-процессов (BPR — business-process reenginering) многие компании неэффективно справляются с рутинными функциями, появились фирмы, предлагающие взять часть работы на себя. Хотя аутсорсинг, или независимое сопровождение бизнес-процессов (BPO — business-process outsourcing), в корпоративном мире пока еще не достиг особого размаха, сама тенденция определенно заслуживает внимания.

По мере того как руководители начинают понимать, что аутсорсинг бизнес-процессов не менее выгоден, чем аутсорсинг технологических функций, сторонним поставщикам услуг передается все больше обязанностей — от расчета заработной платы до автоматизации сбыта.

Конкретно хотелось бы рассмотреть управление кадрами. Это одна из групп бизнес-процессов, аутсорсинг которых только-только начинает практиковаться всерьез, но, согласно данным International Data Corp., в ближайшие пять лет достигнет больших объемов. По результатам своего недавнего исследования IDC опубликовала доклад под названием «Аутсорсинг кадровых бизнес-процессов: обзор рынка и поставщики услуг». Согласно данным этого исследования, только в 1998 году объем рынка аутсорсинга кадровых бизнес-процессов в США составил 6,7 млрд. долл., а к 2003 году он достигнет 10,2 млрд. долл. Столь же четкий прогноз в отношении других стран сделать трудно. Тем не менее, хотя этот рынок и находится в зачаточном состоянии, рост его трудно не заметить. По словам Ларса Горанcсона, руководителя исследований рынка профессиональных услуг и аутсорсинга IDC Canada, аутсорсинг отдельных бизнес-процессов — например, некоторых бухгалтерских функций и обработки банковских чеков — практикуется в Канаде уже несколько лет.

Ожидается взрыв

В докладе IDC рынок аутсорсинга услуг подразделяется на два сегмента — услуги по обработке информации и аутсорсинг бизнес-процессов. В настоящее время более крупным сегментом является первый, включающий в себя виды деятельности наподобие расчета зарплаты. Однако, по прогнозам аналитиков, сегмент BPO, охватывающий разнообразные административные кадровые задачи, будет расти почти втрое быстрее, чем сегмент услуг по обработке. Согласно докладу, одна из причин этого — во все большем усложнении кадровых бизнес-процессов, создающем неприемлемую для компании нагрузку.

Чтобы рационализировать работу отделов кадров, повысить эффективность деятельности кадровиков, компании стали брать на вооружение новейшие, в том числе основанные на Web, программы обучения и развитые системы управления персоналом.

Однако в большинстве случаев это создало новую нагрузку на человеческие, технологические и финансовые ресурсы компаний. Как следствие, те начали поиск поставщиков услуг, способных предложить полноценные эффективные и экономичные решения проблемы управления кадрами, основанные на самых современных технологиях.

Как и в случае с аутсорсингом технологических функций, передав тягостные для себя обязанности сторонней фирме, компания может сосредоточиться на своем основном роде занятий, непосредственно ведя лишь те административные функции, которые она хочет сохранить за собой.

Как отмечает Горанссон, аутсорсинг кадровых бизнес-процессов — решение не для всех: «Многие настроены категорически против, ведь контроль и управление — внутреннее дело компании».

Основной сдерживающий фактор, по данным IDC, это страх — страх утраты контроля, страх доверить постороннему коммерческие тайны, просто страх перемен. На втором месте — отсутствие общих знаний о принципах аутсорсинга кадровых бизнес-процессов.

Крупные компании перейдут на аутсорсинг

По мнению Горанссона, полный аутсорсинг бизнес-процессов (то есть всех, а не только кадровых) постепенно станет обычным делом для крупных международных компаний.

«Со временем поставщики услуг начнут предлагать возможность аутсорсинга всех бизнес-процессов, применяемых в компаниях. Кто-то займет очень узкие ниши, а кто-то, напротив, будет ориентироваться на самый широкий круг задач, для решения некоторых из них привлекая специализированные фирмы, — предсказывает Горанссон. — Примером компании, предоставляющей полный спектр услуг аутсорсинга, может послужить PricewaterhouseCoopers. Она может брать на себя обязанности целых отделов и использует в работе наилучшие методики, что гарантируется опытом компании. В этом особенность предлагаемых ею услуг, которая сохраняется и на глобальном уровне».

Однако, напоминает он, рынок BPO все же еще слишком молод: «Об аутсорсинге бизнес-процессов только и говорят, но делается мало».


Почему компании прибегают к аутсорсингу
Для сокращения затрат на операции35%
Для улучшения использования капитала6%
Для ускорения роста доходов7%
Для улучшения качества обслуживания клиентов17%
Для того, чтобы сосредоточиться на основных направлениях деятельности31%
Другое4%
Источник: International Data Corp.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями