Издательство «Открытые системы» 17-18 мая провело очередную ежегодную конференцию Open Forum, адресованную руководителям и ведущим специалистам корпоративных информационных служб

В качестве приглашенных докладчиков в работе конференции приняли участие ведущие эксперты USENIX — международной ассоциации пользователей открытых систем, в том числе легендарный Питер Салус, летописец Unix-сообщества, автор книги Quarter Century of UNIX

За форумом, как естественное его продолжение, следовала однодневная конференция «От традиционных бизнес-схем к электронному бизнесу». Устроители решили, что тема электронного бизнеса позволит рассказать практически обо всех основных технологиях распределенных систем, при этом доклады форума будут более структурированы. форум призван был не столько прояснить ситуацию с электронным бизнесом (в этом состояла задача конференции 19 мая), сколько разобраться в том, в какой мере существующие технологии приспособлены к стилю ведения бизнеса будущего, насколько они развиты, насколько необходимы и востребованы.

Впрочем, электронный бизнес, и особенно приток инвестиций в Internet, вызвавший брожение умов, не повлияли на отношение к Open Forum. Революционный пафос практически отсутствовал. В центре внимания был не неслыханный бизнес, выросший чуть ли не на ровном месте, а «нормальные» компании, давно знакомые, но делающие попытки освоить схемы электронного бизнеса.

В качестве приглашенных докладчиков в работе конференции приняли участие ведущие эксперты USENIX — международной ассоциации пользователей открытых систем, в том числе легендарный Питер Салус, летописец Unix-сообщества, автор книги Quarter Century of UNIX. Его докладом форум и открылся. На этот раз Питер говорил об истории развития Internet. Замечателен его рассказ был теми документами, которые демонстрировались с «прозрачек». Участники форума увидели копии документов, существовавших всего в нескольких экземплярах, нарисованные от руки схемы первых сегментов Сети; все это создавало атмосферу присутствия. Другой гость из USENIX, Дэн Кляйн, рассказал о своем видении настоящего и будущего электронного бизнеса, перемежая свою речь метафорами и проводя параллели с процессом эволюции человеческого общества.

Программа конференции предусматривала обзорные пленарные доклады, проведение секций, посвященных различным аспектам построения информационной инфраструктуры электронного бизнеса (в том числе современным вычислительным архитектурам, открытым операционным средам, управлению данными, объектным средствам построения информационных систем, информационной безопасности, интегрированным решениям ведущих производителей в области электронной коммерции), многочисленных дискуссий. Поддержку форуму оказали два основных спонсора, IBM и Hewlett-Packard, а также компании SAS Institute, Inprise/Borland и Cyberplat.

С собственной оценкой ИТ-индустрии в эпоху электронного бизнеса и рассказом о стратегии своих фирм выступили представители компаний-спонсоров. В первый день прозвучал пленарный доклад менеджера по маркетингу корпорации IBM Кена Кинга, который, кстати, приехал в Москву на торжественно отмечавшийся 16 мая юбилей RS/6000 из Остина, «малой родины» этой компьютерной платформы. Часть своего выступления Кинг посвятил новым серверам этого семейства, а также представил стратегию IBM в отношении различных вариантов Unix — IBM AIX, Monterey и Linux.

Выступавший во второй день форума Джон Со, директор по маркетингу корпоративных систем отделения Hewlett-Packard EMEA, познакомил присутствующих с концепцией электронных услуг, которая в соответствии со стратегией корпорации должна составить основное содержание так называемой второй главы Internet.

Хотелось бы выделить еще один доклад, который прозвучал в одной из секций, но, безусловно, заслуживает общего внимания. Игорь Федоров изложил тенденцию развития операционной системы Unix, которая, конечно, по-прежнему оставалась ключевым словом форума.

Деньпервый.Секция1

Современные архитектуры для поддержки систем электронной коммерции

Бум, связанный с приложениями электронного бизнеса, является своеобразной лакмусовой бумажкой, отражающей адекватность решений, предлагаемых сегодня на рынке различными игроками: производителями аппаратных и программных средств, их партнерами и независимыми консалтинговыми компаниями. Действительно, именно к таким решениям предъявляются беспрецедентные требования. Заранее неизвестно число пользователей, которые могут обратиться на Web-портал. Ничего нельзя сказать о составе пользователей, уровне их подготовки и поведении. Зато известно, что система электронной коммерции должна будет оперировать огромными массивами данных, размещенными в Сети. Очевидно также, что для работы с этими данными приложению придется общаться с различными программами, работающими на разных аппаратных платформах и под управлением разных ОС. Как создать систему, способную в условиях сплошной неопределенности устойчиво работать, гарантированно восстанавливать отказы и обеспечивать более дешевое, надежное и качественное обслуживание, чем это могут сделать традиционные каналы предоставления услуг? И при этом без выходных и перерывов на ночь?

Ответы на эти и другие вопросы прозвучали в докладах, представленных на секции «Современные архитектуры для поддержки систем электронной коммерции».

На поле электронного бизнеса ринулись все ведущие игроки, нашедшие себя на поприще открытых систем, в том числе и принимавшие участие в работе форума. Корпорация IBM для построения систем электронного бизнеса предлагает структуру eBussines Application Framework, затрагивающую все аспекты деятельности компании, решившей поработать на этой ниве. Не случаен поэтому и заголовок выступления представившего ее Леонида Алтухова: «Сделайте свой бизнес электронным».

Сообщение Александра Старыгина из корпорации Hewlett-Packard было посвящено подходам к построению систем высокой готовности. Речь в нем шла не только о надежных и высокомасштабируемых аппаратных платформах, но и о мощных средствах управления информационными системами, а также о концепции предоставления ИТ-услуг гарантированного качества, в соответствии с которой формализуются взаимоотношения корпоративной информационной службы и ее бизнес-подразделений.

Виктор Городничий (Compaq) особо отметил, что Internet меняет наши представления об аппаратных платформах; появляются целые новые классы оборудования, например так называемые серверные приставки, предназначенные для реализации определенных сетевых служб.

Олег Михеев (Catalyst Silicon Solutions) и Павел Анни (Jet Infosystems) представляли компании, выступающие в амплуа системных интеграторов, и рассказали о современных подходах к организации подсистем хранения и вычислительного центра.

Дмитрий Волков

Деньпервый.Секция2

Разработка приложений электронного бизнеса

Отдельную секцию форума мы посвятили обсуждению технологических аспектов, связанных с интеграцией распределенных приложений. Умышленно этой секции, которую готовили и вели мы с Сергеем Орликом из Borland/Inprise, был придан достаточно эклектичный характер. Мы хотели представить максимально возможное число направлений, актуальность и важность которых определялась в основном субъективно. Возможно, нам не удалось охватить какие-то важные темы. С другой стороны, и так секция длилась на час дольше намеченного времени по причине большого числа вопросов к докладчикам, что говорит о важности обсуждавшегося материала.

Были представлены пять важных направлений технологии распределенных информационных приложений:

  • компонентные архитектуры, основанные на общей идее брокера объектных запросов;
  • средства и методы организации распределенных информационных систем на основе расширяемого языка разметки документов XML;
  • идеи и возможности промежуточного программного обеспечения передачи сообщений;
  • возможности и перспективы оперативного анализа данных на основе Internet;
  • n асинхронная репликация данных.

По первому направлению выступали Сергей Орлик и Марина Аншина (TopS). Сергей сделал обзорный доклад о брокерных архитектурах, не затрагивая, по существу, особенностей реализаций. Конечно, в этом контексте были особенно важными параллели между двумя архитектурами — CORBA и COM/DCOM. Многие считают эти архитектуры конфликтующими, хотя на самом деле они основаны на одной и той же идее. Доклад Марины, хотя и был ориентирован на компонентные распределенные системы, в основном касался CORBA, что отражает ее (да и мои тоже. — С. К.) личные симпатии. Это был очень информативный доклад, вызвавший много вопросов. Главный из них звучал так: а зачем вообще вы навязываете эту технологию? Мне кажется, задавшие его получили очень правильный ответ: если для решения вашей задачи данная технология не требуется, не используйте ее. Но рано или поздно при успешном стечении обстоятельств она вам понадобится. Да, это не продукт в коробке, для его использования нужна квалификация.

Второе направление было представлено докладами Юрия Томашко (Microsoft) и Кирилла Лисовского (МИСиС). Сегодня практически все софтверные фирмы предлагают свои связанные с XML продукты и решения. Microsoft в этом отношении весьма активна; ее новый BizTalk Server основан на XML и пригоден для использования как в электронном бизнесе, так и в других областях. IBM не менее продуктивна, буквально каждую неделю выпускает на рынок XML-продукты. Естественно, они основаны на DB2. Об этих продуктах и их родовой связи с СУБД IBM DB2 и говорил в основном Кирилл. Общее впечатление от этих двух докладов: время XML в России еще не наступило, но скоро придет. Задававшиеся вопросы свидетельствуют о том, что большинство специалистов знают про возможности XML, но не все еще готовы применять соответствующую технологию. Самое время обсуждать эти вопросы.

Сообщение о системах передачи сообщений (MOM — message-oriented middleware) сделал Николай Игнатович (IBM). Конечно, статус заставлял его говорить прежде всего о продукте самой IBM — MQSeries, но не это было главным. Исторически сложилось так, что системы передачи сообщений не слишком активно применялись в России. Поэтому, говоря о MOM, докладчик неминуемо привлекает внимание аудитории к этой технологии в целом, включая не только разработки IBM, но и Microsoft, BEA Systems и т. д. Мне представляется, что MOM — вполне реальная кандидатура для организации распределенной информационной системы. (Кстати, MQSeries работает практически на всех платформах.)

Компанию SAS Institute знают как ведущего производителя средств построения хранилищ данных и OLAP-систем. Доклад Романа Волынца свидетельствует о том, что компания смотрит в будущее, предлагая уже сегодня средства аналитической обработки данных из Internet. Это весьма перспективно, учитывая все большее распространение технологий, связанных с XML.

В конце концов, при организации любой корпоративной распределенной информационной системы невозможно обойтись без репликации данных. В докладе, представленном воронежской компанией «Релэкс», была описана схема асинхронной репликации, реализованная в уникальной для России СУБД «Линтер». Уникальность этого продукта не только в том, что это единственная российская СУБД, доведенная до уровня коммерческого продукта, но и в том, что в нем реализовано много новых идей. Доклад дал возможность понять, что такое синхронная и асинхронная репликация в целом и как эти функции реализованы в разных системах, включая «Линтер».

Естествен вопрос — почему ничего не говорится о Java? Действительно, отдельных докладов об этом языке на форуме не было, но практически в каждом докладе он упоминался. Видимо, ситуация соответствует текущему состоянию Java: технология не воспринимается как панацея и используется там, где может принести пользу.

Сергей Кузнецов

Деньвторой.Секция1

Опыт комплексных проектов в области электронного бизнеса

Второй день форума был посвящен не таким фундаментальным, но безусловно практическим аспектам. Особенность тематики в том, что проблемы безопасности, столь актуальные для участников электронного бизнеса, были вынесены в отдельную секцию. (Отчет о ней содержится в статье Леонида Черняка «Две стороны медали». — Прим. ред.)

Другая секция называлась «Опыт комплексных проектов в области электронного бизнеса», и на ней о воплощении архитектур, которые обсуждались в течение первого дня, рассказывали те, кто делал реальные проекты. По нашему замыслу, докладчики должны были следовать приблизительно такому сценарию: в первой части своего выступления обозначить проблему и описать существующие способы ее решения, а во второй — рассказать о собственном проекте, где эта проблема решена или решается. В основном выступающие этому сценарию следовали. В результате почти все доклады сопровождались обсуждениями, иногда довольно бурными.

Открывал секцию Михаил Серебряный (DataX/FLORIN), с которым мы вместе ее готовили и вели. Он рассказал об актуальных сейчас типах специализированных порталов и об опыте создания системы Cashew. Его выступление вызвало интересную терминологическую и прочие дискуссии. Затем Олег Серебрянников из «МедиаЛингва» рассказал о любопытных службах, создатели которых идут по пути RealNames.

Возможно, наибольшее внимание присутствующих привлек доклад Александра Цимбалова из CompTek, в котором содержался откровенный рассказ о том, как создаются современные Internet-проекты на примере опыта его компании. Он рассказал и об организационной части, и о выборе платформы, и о стиле программирования — и ни одна из этих составляющих не была оставлена присутствующими без внимания. Обсуждение вылилось даже, я бы сказал, в противостояние двух концепций создания Web-проектов: Цимбалов предлагал «импровизационный» и «итерационный», а Серебряный держался за классический подход, когда все составляющие проекта по возможности подробно прописываются до начала разработки. Судя по бурной реакции, тема представляла огромный интерес для присутствующих, что неудивительно, ведь над этим принципиальным вопросом «отцов и детей» бьются и наиболее авторитетные разработчики во всем мире.

Леонид Сорокин рассказал о том, как воплощают в компании «АйТи» супермодную модель аренды приложений (ASP). Для России этот случай почти уникален, правда, в «АйТи» арендуются все же не типичные корпоративные приложения типа бухгалтерского учета, а средства для совместной работы. Фактически это доверенные провайдеру почтовые службы и средства коммуникации между членами групп, каковыми могут быть сотрудники некоего предприятия, группы по интересам и т. д. Интересно, что в проекте, реализуемом совместно с группой разработчиков из Долгопрудного, по словам Сорокина, используется очень мало стандартных программных компонентов, и даже хранилище данных разрабатывалось заново под нужды проекта.

В заключительном разделе секции прозвучали два доклада, посвященные свободному программному обеспечению. Олег Садов, представлявший сразу три питерские организации — Lynx BCC, Linux Inс. и UrbanSoft, — рассказал о проектах, явно и неявно связанных с электронной коммерцией, в которых используется почти исключительно программное обеспечение GNU. Проекты создавались с учетом ограниченности средств заказчиков и вышли достаточно экономичными. Подуставшие к концу дня слушатели оживились от милых сердцу слов: Emacs LISP, Python, Gnuplot, LaTeX и т. п. Все эти средства Lynx BCC весьма активно использовала при перестройке информационной системы питерской Библиотеки Академии наук и в других проектах.

Алексей Новодворский представлял «всего лишь» две организации: IPLabs Linux Team, подразделение компании IPLabs, и Институт логики. IPLabs Linux Team последнее время стала очень заметна в русскоязычном мире свободного ПО, выпустив на рынок ставшие популярными национальные версии Mandrake, S.u.S.E., активно участвует в развитии донецкого дистрибутива Black Cat и издает великолепные книги в полном соответствии с лицензией GNU.

Игорь Левшин

Когда произойдет «переключение» сознания?

Джон Со: «Развитие электронного бизнеса неизбежно, как распространение телефона и телевидения»

Джон Со, директор по маркетингу корпоративных систем Hewlett-Packard EMEA, делал доклад на Open Forum, посвященный концепции электронных услуг, которую пропагандирует его компания. После своего доклада он ответил на вопросы научного редактора Computerworld Россия Игоря Левшина.

Есть ли особенности электронного бизнеса в таких странах, как Россия, или речь идет только о большем или меньшем отставании?

Вы имеете в виду B2B или B2C? Ситуации очень разные. Но, пожалуй, в обеих областях можно вести речь о темпах реакции на изменения, которые происходят в мире. Что касается B2B, то здесь российским компаниям придется быстро развиваться, хотят они того или не хотят — общение с западными и межнациональными корпорациями достаточно интенсивно.

В отношении же B2C следует сказать, что сейчас в России по Сети покупают очень мало. В этой аудитории многие поднимали руки, когда их спрашивали о покупках, но я уверен, что для большинства опыт ограничивался покупкой книги или компакт-диска. Так что я соглашусь: да, электронный бизнес в России развивается, но если вы спросите, приняли здесь Internet как новый инструмент коммерции, как это произошло в Америке, то, конечно, нет. Но ведь и Западной Европе далеко до Штатов. Пока мы наблюдаем волнообразное движение: сначала Западное побережье США, потом Восточное, потом Скандинавия, потом Западная Европа и Япония, Дальний Восток, дальше Южная Европа и некоторые страны Восточной Европы. Разумеется, ЮАР. Это как карусель. В конце концов, неважно, на какую лошадку вы сядете, так или иначе все посетители будут кружиться на карусели. Это неизбежно, как распространение телефона и телевидения, вопрос только в темпе.

То есть вы уверены, что отношения типа B2B у нас будут развиваться быстрее, чем B2C?

Конечно! Процесс, видимо, начнется с отделений межнациональных корпораций, которые будут взаимодействовать с головными офисами, потом с ними начнут сотрудничать через Internet крупные российские компании, потом дело дойдет и до взаимодействия российских фирм с российскими. Темпы этих процессов, может быть, даже удивят многих.

А вот уровень развития B2C еще какое-то время будет низким. Должно пройти время. Года полтора назад в Англии начался рекламный бум, все тратили безумные деньги, был интенсивнейший маркетинг Internet-проектов, но ничего не происходило! Люди не покупали через Internet. И вдруг недавно это стало получаться как бы само собой, накопилась критическая масса, начало меняться сознание людей. Кроме того, то, как примет общество электронную коммерцию, зависит от многих вещей: от доступности каналов и их стоимости, от качества самих телефонных каналов, от доступности ПК и других устройств, с которых можно попасть в Сеть. Когда произойдет «переключение» сознания у людей? Может, в этом году, может, в следующем, не знаю. Но еще несколько месяцев назад, когда я был в Москве, такой наружной рекламы Internet-проектов не было и в помине. На всех транспарантах теперь пишут Web-адреса. Но если судить по рекламе, я, пожалуй, не увидел серьезных сдвигов в распространении средств доступа в Internet для обычного пользователя, среднего горожанина.

Мне кажется, у нас довольно бурное «порталостроение» странно сочетается с очень неторопливым (по сравнению с Западом) развитием портативных средств доступа: карманных компьютеров, сотовых телефонов, использующих WAP. Может быть, в этом специфика России?

Да. Многие порталы создаются как бы в расчете на то, что на них будут службы для мобильных устройств, но этих служб на самом деле нет, да и мало кто попытается ими воспользоваться. Вообще говоря, это закономерное явление: просто настало время порталов. Их очень много. Но пока Сеть слишком «кластеризована», и реальной конкуренции порталов, приводящей к уменьшению стоимости услуг, пока не происходит. Портал — прежде всего услуги. Посетитель портала должен каждый раз получать более удобный для себя доступ к информации и услугам, ведь каждый раз система собирает о пользователе какую-то информацию и обязана динамически настраиваться в соответствии с ней, так чтобы пользователь получил уникальную услугу, сформированную именно для него. Так что пока еще пользователь подстраивается под Internet, а не наоборот. Надеюсь, наши усилия помогут ускорить этот переворот.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями