На конференции, повестка дня которой носила название «Электронный бизнес 2001 года: три стратегических направления», GartnerGroup нарушила привычную для себя традицию — в соответствии с ней для ключевых выступлений, как правило, приглашаются представители других авторитетных организаций.

«На сей раз мы решили проявить немного эгоизма и познакомить присутствующих с нашей собственной точкой зрения», — отметил старший вице-президент и генеральный менеджер Gartner Дэвид Уиттен. Он представлял выступающих, каждый из которых затрагивал в своей речи строго определенные аспекты перспектив электронного бизнеса.

В ходе выступлений демонстрировались слайды с заголовками — они, по мнению аналитиков исследовательской компании, появятся на страницах печатных изданий через год. Первым слово взял вице-президент Gartner Джеффри Шульман, предложивший вниманию слушателей следующую тему: «Дебаты о различиях между старой и новой экономикой завершены. К руководству приходит директор нового типа». Шульман говорил о том, что по мере дальнейшего распространения электронного бизнеса на должность генерального директора вместо специалистов в области финансов и маркетинга все чаще будут назначаться люди, имеющие техническое образование.

«Именно ваши коллеги имеют наибольшие шансы занять место генерального директора», — заявил оратор, указав в сторону сидящей перед ним аудитории.

В качестве обоснования своей точки зрения Шульман постарался продемонстрировать растущее влияние электронного бизнеса на все аспекты деятельности компании. Успешная стратегия ведения электронного бизнеса как для поставщиков, так и для их клиентов предусматривает назначение на все руководящие посты экспертов в области технологий. Однако успех будет сопутствовать лишь компаниям, избравшим верную стратегию развития электронного бизнеса, а ответственность за это возлагается на тех же самых технических специалистов.

После этого Шульман остановился на тех моментах, которые, по мнению экспертов Gartner, новое поколение технически подготовленных генеральных директоров должно обязательно учитывать при формировании стратегии электронного бизнеса. К ним относится анализ воздействия передовых технологий: на стоимость продаж; на стоимость технического обслуживания и поддержки; на административные расходы; на создание новой продукции; на формирование складских запасов; на закупку материалов и логистику, а также на постоянные затраты.

Следующим на трибуну вышел аналитик Gartner, Дэрил Пламмер. Его речь («Электронный бизнес — основа безынфляционного роста валового национального продукта») касалась поиска новых способов ведения бизнеса с использованием электронных технологий.

Ключевым для успеха электронного бизнеса, по мнению Пламмера, является понимание того, что к различным структурным подразделениям бизнеса предъявляются существенно разные требования.

«Мы должны помнить, что унифицированная глобальная корпорация не может выжить, поскольку представляет собой совокупность различных компаний с абсолютно разными потребностями, — подчеркнул Пламмер. — Но применение Internet-технологий способно разрушить эти барьеры. Электронный бизнес заставляет задуматься об открытости систем; нам предстоит столкнуться с противостоянием глобального и корпоративного интересов».

Нужно перестать отождествлять приложения с решениями — решениями могут быть только комплексные услуги, считает Пламмер.


Десять правил для е-бизнесмена

Выступая с заключительным словом на конференции Spring Symposium/ITxpo ?2000, Эл Лилль, один из консультантов GartnerGroup, рассказал о «Результатах исследования компанией Gartner основных факторов успеха электронного бизнеса». Он перечислил десять правил, которых следует придерживаться при разработки стратегии в области электронного бизнеса.

  • Никогда не пытайся заглянуть дальше, чем на два года вперед
  • Подразделения, отличающиеся по отраслевому, функциональному или географическому признакам, должны применять разную стратегию
  • Необходимо одинаково серьезно относиться к анализу как внутренних, так и внешних процессов
  • Успешный проект электронного бизнеса должен приводить к увеличению прибыли и снижению накладных расходов
  • Следует заранее определить, какая из трех моделей: ?покупка? (buy), ?отделение? (spin-off) или ?преобразование? (transform) — в наибольшей степени соответствует особенностям вашей компании. (Стратегия ?покупки? подойдет лишь тем организациям, которые располагают необходимыми для этого ресурсами, модель ?отделения? лучше всего попробовать тому, кто собирается заняться электронным бизнесом на новых рынках, а ?преобразование? устроит тех, кому внедрение новых технологий поможет заметно повысить эффективность уже существующего бизнеса)
  • Играйте по новым правилам
  • Откажитесь от всех связей, не приносящих серьезных дивидендов, даже если поначалу процесс этот окажется весьма болезненным
  • Старайтесь расширять имеющиеся каналы распространения или ликвидируйте их в зависимости от будущих перспектив и ценности
  • Быстрота в нашем безжалостном мире решает все
  • Не пытайтесь объять необъятное и подчинить себе весь рынок, однако стремитесь к тому, чтобы сделать рыночную нишу как можно шире