Несмотря на некоторую стабилизацию ситуации на американском фондовом рынке, в понедельник 17 апреля начало трясти европейские биржи

По всей видимости, компаниям придется отказаться от традиционного двух-пятилетнего стратегического планирования информационных технологий в пользу гибких моделей бизнеса, позволяющих оперативно намечать новые направления своей стратегии в отношении ИТ.

Недавнее падение акций технологических компаний на Nasdaq и других биржах ценных бумаг вызвало серьезное беспокойство инвесторов по поводу положения дел на рынке ИТ. Сегодняшняя нестабильность вкупе с серией банкротств и слияний, о которых трубят GartnerGroup и Forrester Research, означает только одно — государству Internet-компаний грозят стихийные бедствия.

«Я считаю, что ?молодым? Internet-компаниям следует опереться на надежные модели ведения бизнеса, — заметил Брент Рейнолдс, аналитик Capitol One. — И в первую очередь это относится к тем компаниям, на которые не найдется покупателей, учитывая, что для многих недавно созданных фирм продажа, по существу, стала главной составляющей их бизнес-стратегии».

Однако многие Internet-компании строят свою работу без сколько-нибудь детализированного плана и не рассчитывая на получение прибыли. Заявления начинающих компаний о том, что они могут работать без фактической кассовой наличности, заставили Уолл-стрит натянуть вожжи.

Как считают аналитики GartnerGroup, 95-98% новых Internet-фирм будут куплены, объединятся с другими или прекратят свою деятельность в течение двух лет. Специалисты Forrester представили поразительно похожий прогноз, заявив, что на рынке пройдет три волны объединений Internet-компаний, поддерживающих взаимодействия производителей и потребителей.

Согласно прогнозу Forrester, первая волна слияний среди сайтов, торгующих книгами и музыкальными записями, пройдет осенью этого года и примерно в то же время то же самое ожидает и создающих их производителей. Однако продавцы, предлагающие продукты известных торговых марок, удержатся на рынке до 2001 года включительно.

Хотя некоторые аналитики не согласны с такого рода прогнозами, негативные оценки Merrill Lynch совпадают с результатами Gartner на 75%, так что тенденция просматривается вполне определенно. Эд Маккейб, аналитик Merrill Lynch, полагает, что останется лишь 400-500 Internet-компаний и, очевидно, попасть в число счастливчиков удастся далеко не всем.

«Поток денег в Internet будет сокращаться. Это процесс отбора, естественный на рынке», — заметил Маккейб. К примеру, в области производства персональных компьютеров, в автомобилестроении и биотехнологической отрасли после того, как рынок устоялся, осталось всего несколько доминирующих компаний.

Конечных пользователей не должна беспокоить судьба крупных, стабильных производителей информационных технологий, но им стоит более тщательно оценивать состоятельность своих поставщиков услуг, связанных с Internet.

В частности, как отметил Маккейб, участники Internet-рынка, которые держатся лишь за счет ежедневного спекулятивного роста своих акций. Но они не ведущие игроки.

«Если их постигнет неудача, ситуацию в отрасли в целом это заметно не изменит», — заметил он.

Боб Паркер, аналитик AMR Research, учитывая вероятность волны банкротств и слияний, советует конечным пользователям в эпоху новой экономики не принимать скоропалительных решений. AMR предупреждает клиентов, что уже через год им придется отказываться от реализованных у них систем типа business-to-business, и просто из-за того, что ситуация на рынке меняется очень быстро.

В качестве временной меры пользователям рекомендуется иметь доступ к программным кодам независимых поставщиков, чтобы убедиться, что те обмениваются знаниями и готовы к быстрой смене решений.

Соглашаясь с тем, что сейчас происходят резкие перемены, многие считают, что безумие в связи с Internet-бизнесом сохранится еще по меньшей мере десяток лет.

«Я думаю, что 2001 год будет весьма активным; впрочем, как и 2003-й, — уверен Ренди Бивер, менеджер по вопросам технологий и операций Bank of America. — Пока Internet-экономика только набирает обороты».

— Юджин Григо, Брэд Шьюмейк,, InfoWorld.com, США