Публикуется много статей и интервью с представителями консалтинговых фирм. Компания Arthur Andersen опросила ряд ведущих экспертов о состоянии и перспективах электронного бизнеса.

Наш еженедельник получил возможность опубликовать выдержки из этого опроса. В то же время, мы решили адресовать несколько вопросов Ходсону Торнберу, партнеру Arthur Andersen.

Сергей Москвитин,

менеджер по маркетингу ведущей российской компании по директ-маркетингу Russia Direct.

1 Способ ведения коммерческой деятельности, в котором конкурентные преимущества получаются за счет перехода к сетевым электронным коммуникациям. Коммуникации становятся глобальными, сверхскоростными, персонализированнами, информация максимально приспосабливается к электронной обработке.

2 Спрос клиентов будет смещаться в сторону интегрированных коммуникаций. Решения, которые мы предоставляем, будут более гибкими, то есть дадут каждому из потребителей максимальные возможности откликнуться на предложение.

Что касается меня лично, мне необходимы решения, которые будут интегрировать электронные коммуникации с клиентами, с управленческим учетом и управлением производством.

3 Электронная коммерция — только способ ведения коммерции. Следовательно, в сферу Internet-маркетинга, которая мне ближе всего, должны прийти профессионалы не только в области информационных технологий, но и в области маркетинга. Тогда сайты станут не элементом «джентльменского набора», каким были три года назад банковские коллекции живописи, а каналом бизнес-коммуникаций с определенными целевыми аудиториями (как потребительскими, так и партнерскими).

Internet дает шанс для «мгновенного» поднятия уровня ведения бизнеса. Internet-экономика — своего рода бизнес-парк, в котором будет происходить отсев реально конкурентоспособных российских компаний. Это будет происходить, поскольку глобальные возможности в Internet сочетаются с глобальной конкуренцией. Все посредники, чье value базируется на географическом расположении, будут терять свое место в бизнесе.

Критическим фактором для развития Internet-бизнеса будет его «физическая» поддержка. Логистика, финансы, смежные бизнесы должны успевать за темпом развития бизнеса Internet-встроенной компании. Только это позволит поставлять те решения, которых конечный потребитель ждет от Internet, — не продукты, товары, а интегрированные услуги, «решения проблемы».

4 Затруднят — неразвитая инфраструктура связи, низкая платежеспособность потребителя, чрезвычайная протяженность страны, отсутствие законодательства об электронных документах, отсутствие системы финансовых расчетов в российском Internet.

Поспособствуют — высокий образовательный уровень населения, развитие альтернативных дешевых (по первоначальным инвестициям) способов доступа к Сети.

5 Интеллектуальный сервис: решения в области высоких технологий, дистанционное обучение, собственно поставка бизнес-решений на основе Internet. Производство промышленного сырья и полуфабрикатов низкой и средней степени переработки, например прокат цветных металлов.

Транспортные услуги, прежде всего транзитные.

6 С понимания, на какую аудиторию они ориентируют бизнес в Internet. Например, ботики «прощай, молодость» невозможно продать через Internet, если вести B2C-кампанию, однако построить B2B-стратегию для этого товара, то есть построить электронные коммуникации с магазинами, более вероятно, хотя и непросто.

Здравая оценка доли пользователей Internet в целевой аудитории — самое главное. Для компании, поставляющей офисное оборудование и комплектующие к нему в Москве, преобладающая часть клиентуры представлена пожилыми тетеньками из хозслужб.

7 Позитивно. Именно электронные коммуникации позволят, сохраняя «персональный» характер общения, обрабатывать гораздо большее количество клиентов.

Если в течение двух лет появятся дешевые способы доступа к Сети и ее аудитория достигнет 5-7 млн. человек, в Рунет придут серьезные маркетинговые бюджеты. Это положительно повлияет и на B2B-сектор, поскольку именно потребитель способен привить компаниям вкус к переводу бизнес-процессов в электронную форму.

Андрей Слепнев,

советник ОСАО «Ингосстрах».

1 Электронная коммерция — предпринимательская деятельность, связанная с продвижением на рынок или реализацией товаров, работ, услуг через глобальные информационные сети.

2 Ингосстрах не ожидает в ближайшей перспективе большого экономического эффекта от своей программы Internet-продаж. Вместе с тем мы ожидаем повышения удельной доли электронных продаж в бизнесе компании. При необходимости получить какую-либо информацию я уже сейчас первым делом обращаюсь в Internet. Думаю, что постепенно я так же буду действовать при необходимости получить определенный товар или услугу. Однако сегодня спектр предложений и технология обслуживания в России недостаточно развиты.

3 Периоды значительного роста будут сменяться периодами относительной стабилизации. Рост будет обусловливаться «подключением» к Internet крупных экономических операторов в рамках конкретных отраслей.

4 Позитивные факторы: интеграция в мировую экономику; рост численности «среднего класса»; развитие средств, позволяющих повысить удобство и понизить стоимость пользования Internet.

Негативные факторы: обособленность российской экономики; слабость линий связи; относительно малое число пользователей.

5 Более всего: Связь; банки, страхование, фондовый рынок; транспорт; нефтяная и газовая промышленность; туризм.

6 Определиться с целевой группой.

7 Как небольшие. Еще не сложились необходимые стандарты, поэтому возникает проблема совместимости данных разных фирм.

Лоренс Хо,

директор по международным операциям компании System Integration Technologies, член комитета по ИТ Американской торговой палаты, член рабочей группы АТП по вопросам электронной коммерции.

1 Торговлю с помощью Internet; экономику, в которой новые бизнес-модели становятся возможными благодаря коммуникационным технологиям Internet.

3 Утечка мозгов; молодые таланты будут по-прежнему стремиться получить как можно более выгодные предложения; по существу это означает, что они будут работать за рубежом.

4 Человеческий фактор, талантливые молодые люди, обладающие техническими и деловыми навыками, — вот основной стимул. Internet-технологии каждому предоставляют возможность развернуть свой бизнес с минимальными капиталовложениями. Слабое положение России в мировой экономике и недостаточно развитая бизнес-культура (немногие россияне понимают даже традиционные бизнес-модели) являются основными причинами, по которым это развитие тормозится.

5 Производство, где есть возможность легко реализовать операции бизнес-бизнес. Правительственные структуры, в которых есть возможность сократить объем физических операций и сделать их виртуальными.

6 Присутствие в Web не должно становиться самоцелью, надо думать об улучшении своих бизнес-процессов при помощи Internet-технологий. Начать следует с общей стратегии бизнеса и бизнес-процессов, поддерживающих эту стратегию. Разумеется, важно и обучение, особенно в области развития творческих способностей, абстрактного мышления и логики.

7 Огромные возможности; эти решения будут стремительно развиваться в России.

Игорь Василидис,

директор Internet-компании ГОРОД-ИНФО.

1 Решения типов B2B и B2С в области оплачиваемых поставок товаров и предоставления услуг.

2 Для компании — дополнительно к рекламе и Web-дизайну существенный источник доходов, а также способ обратить в денежный эквивалент преимущества сайтов с высокой посещаемостью.

Для персонала и руководства компании — залог процветания в ближайшей перспективе.

3 Смещение акцентов в сторону создания B2B-решений и порталов. Развитие системы электронных платежей.

4 Затруднит развитие — малое распространение кредитных карт, несформированная система электронных платежей, запаздывание с введением или запреты на использование новейших систем кодирования. Поспособствует — развитие региональных платежных и сбытовых сетей.

5 Более всего: B2B в нефтегазовой отрасли, в торговле цветными металлами. B2B для сбытовых сетей потребительских товаров и продуктов питания. B2C для сбытовых сетей потребительских товаров и продуктов питания, область информационных услуг.

6 Начать следует с маркетинговых исследований и консалтинга с обращением к опытным операторам рынка.

7 Это основной приоритет, так как корпоративные системы взаиморасчетов уже устоялись и эта область является привлекательной и малоосвоенной.

Евгений Зиндер,

директор аналитического и конструкторского бюро «Группа 24».

1 «Электронная коммерция» — коммерческое использование давно известного феномена глобальных электронных коммуникаций в деловом мире; чаще всего связывается с технологиями Internet, но на самом деле опирается не только на них.

Это название полезно отличать от более широкого термина «электронный бизнес», понимаемого как «ведение дел на основе электронных коммуникаций».

2 Я предпочитаю говорить об «эл-бизнесе», разные формы которого применяю в проектах более пяти лет. Оперативный эл-бизнес начинает применяться сразу, как только инфраструктура связи позволяет это делать по надежности и цене. Мы рассматриваем эл-бизнес и как новую модель бизнеса, и как один из способов реализации маркетингового управления и других бизнес-процессов в распределенной работе предприятия.

3 Значительное время словосочетание «Internet-экономика» будет слишком громким названием для российской экономики, поскольку с помощью Internet будут создаваться только отдельные «острова». Причина не только в меньшей развитости каналов передачи данных и системы электронных платежей, она еще и в неразвитости цивилизованных форм ведения дел.

4 Способствовать эл-коммерции в России будут большие размеры территории страны и энтузиасты от бизнеса и Web-технологий. Препятствовать будут «плохие дороги» и привычно циничные формы ведения дел.

5 иртуальные книжные и аналогичные им магазины уже в наличии. На мой взгляд, очень перспективен электронный банкинг, так как деньги — это форма информации. Ну и конечно — коммуникационная отрасль. На вопрос, какие сектора будут менее всего затронуты, ответить труднее, так как место для применения новых решений есть в любом секторе.

6 ачинать надо с внимательного чтения и анализа материалов в общедоступной компьютерной прессе, в которых описываются и принципы, и техника, и реальные проекты с их рисками, причем с самых разных сторон — бизнес-эффектов, новых технологий, юридических аспектов и др.

7 Опыт общения с генеральными директорами показывает: есть много тех, кто всерьез присматривается к идеологии и применению решений, относящихся к типу B2B. Вопрос за тем, как скоро и сколь успешно начнут образовываться крепкие партнерские связки между такими директорами разных отраслей и их предприятиями. Надеюсь, что в ближайшие три года их появится много, а через пять лет количество начнет переходить в новое качество.


Вопросы:

Электронный бизнес в России

Компания Arthur Andersen в рамках относительно недавней конференции Internet Business in Russia опросила ряд ведущих экспертов о состоянии и перспективах электронного бизнеса.

1 Что вы понимаете под электронной коммерцией?

2 Какое влияние окажет электронная коммерция на вашу компанию и на вас лично?

3 Каковы основные тенденции развития российской Internet-экономики?

4 Назовите ключевые факторы, которые будут способствовать развитию электронной коммерции в России. Какие затрудняют ее развитие?

5 На какие отрасли российской промышленности или сферы услуг электронная коммерция окажет наибольшее и наименьшее влияние?

6 Что бы вы рекомендовали компаниям, которые начинают развивать свои стратегии в области Internet-экономики? С чего им следует начинать?

7 Как вы оцениваете перспективы Internet-решений «бизнес-бизнес» в России на ближайшие годы?