Все больше компаний используют для работы с клиентами технологию GPS

Джон Пол Николс: «Использование систем GPS позволят предлагать путешественникам такие услуги, как бронирование номеров «на ходу»

С ее помощью магазины, гостиницы и рестораны вскоре смогут идентифицировать находящихся поблизости потенциальных клиентов и привлекать их, используя направленную рекламу.

Джон Пол Николс, генеральный директор гостиничной сети Wingate Inns International, — один из тех, кто уверен, что системы отслеживания будут широко использоваться в сотовых телефонах, органайзерах и бортовых компьютерах автомобилей. Николс надеется, что Wingate сможет предлагать путешественникам такие услуги, как указатель пути к гостиницам и бронирование номеров «на ходу».

Скорее всего, отслеживание местонахождения будет осуществляться при помощи глобальной навигационной системы GPS. Оснащенный средствами GPS сотовый телефон сможет привести своего владельца, например, в хорошее кафе.

«Придет время, когда клиент сможет зайти на наш Web-сайт при помощи поддерживающего GPS устройства и спросить, где можно выпить чашечку нашего кофе, — говорит Джим Приво, директор информационной службы сети Green Mountain Coffee. — Водитель сможет настроить систему навигации своего автомобиля так, чтобы она, скажем, выдавала сигнал при приближении машины к кафе на расстояние 100 метров. Но достичь такого технического уровня будет нелегко. Сегодня отсутствует единая платформа, есть несколько различных подходов. Мне не хочется вкладывать средства в технологию, которая через год может претерпеть существенные изменения или устареть».

Кроме того, неизвестно, как люди отнесутся к тому, что за ними будут ретивые маркетологи, ведь это можно расценить как вмешательство в личную жизнь.

Тем не менее аналитики считают, что перспектива предоставления услуг, основанных на системах обнаружения, слишком заманчива, чтобы от нее отказаться. Потенциал нового рынка может исчисляться миллиардами долларов.

Переход к направленному маркетингу, основанному на системах обнаружения, обусловлен рядом тенденций. Например, автомобильные компании все активнее устанавливают на свою продукцию системы GPS, соединенные с бортовыми компьютерами, устройствами беспроводной голосовой связи и доступа к Internet. В частности, корпорация General Motors в нынешнем году рассчитывает установить около 1 млн. GPS-систем OnStar на свои автомобили.

Кроме того, Федеральная комиссия США по связи призывает операторов разработать системы определения местонахождения мобильных телефонов, чтобы службам спасения было проще находить людей, попавших в экстремальные ситуации, а полиции — разыскивать преступников. Но эти же самые системы могут поддерживать и предоставление услуг электронной коммерции.

Со временем компании смогут отправлять электронные «купоны» с предложением скидок прямо на сотовый телефон потенциального клиента (или компьютер его автомобиля) при приближении его к торговой точке. По мнению аналитиков, чтобы заставить человека подписываться на получение этих раздражающих рекламных сообщений, можно бесплатно или по сниженным ценам предлагать ему устройства связи, а также скидки на обслуживание.

«Но для коммерческих фирм основная трудность будет в том, чтобы найти способ привязать, например, базу данных по сбыту к базе данных абонентов того или иного оператора и получить таким образом возможность осуществлять направленную рекламу с учетом местонахождения клиента и его прошлых покупок», — говорит Джейсон Павона из компании Lycos.

Существуют также проблемы юридического характера. Правозащитные группы нередко оспаривают в суде правомочность «разрешений на слежку», которые выдает Федеральная комиссия по связи.

Пока первопроходцы электронной коммерции разбираются с техническими и юридическими сложностями, в других отраслях уже вовсю внедряются GPS-системы, способные отслеживать перемещение объектов.

В частности, компания Schneider National, занимающаяся грузоперевозками, недавно начала использовать GPS для слежения за своими 43 тыс. трейлеров. Наряду с устройствами обнаружения трейлеры оснащены сенсорами, способными определить, закрыты ли двери транспортного средства и нагружено ли оно.

Джефф Дерфи, директор информационной службы строительной компании Milton J. Wood, не прочь выдать устройства GPS специалистам сервисной службы, а также оснастить ими тяжелое оборудование. Это помогло бы определять, кто из специалистов ближе всего находится к клиенту, которому понадобилась помощь.

Но существуют определенные сложности. По словам Дерфи, надежность существующих устройств GPS оставляет желать лучшего, а их «защита» — операция дорогостоящая.

Еще один фактор — стоимость. Цены на устройства GPS быстро падают — системы, которые стоили от 400 долл. и выше несколько лет назад, сейчас стоят менее 200. Однако соотношение стоимость/производительность по-прежнему для многих остается неприемлемым.

Служащим может также не понравиться, что за ними постоянно ведется слежка. Однако ИТ-менеджеры транспортных компаний, имеющие опыт работы с системами слежения, утверждают, что большинство из них, напротив, приветствуют новшество.

«Водитель знает, что если его автомобиль сломается посреди пустыни, он может рассчитывать на помощь», — говорит Джордж Брукс, вице-президент J. B. Hunt Transport Services. В компании около 8500 грузовиков. «Я думаю, преимущества системы слежения перевешивают неудобства, которые она может причинить водителю», — добавил он.


Что такое GPS

Описание: GPS — это система, состоящая из 24 спутников, принадлежащих правительству США

Принцип действия: GPS-приемник определяет свое местонахождение методом триангуляции, пользуясь получаемой со спутников информацией о времени и расстоянии

Точность: точность определения местонахождения GPS-приемника колеблется между 10 и 100 метрами

Оператор системы: оператором GPS является министерство обороны США. Ввод GPS в эксплуатацию был завершен в 1995 году

Альтернативные системы: операторы телекоммуникационных сетей разрабатывают «сетевые решения», позволяющие определять местонахождение конечного пользователя с помощью сотовых телефонов. Для определения местонахождения телефона можно использовать время, в течение которого сигнал достигает соты. Федеральная комиссия США по связи предъявляет к навигационным системам требование успешно определять местонахождение двух третей абонентов с точностью 125 метров. По прогнозам аналитиков, операторы телефонных сетей введут в действие соответствующие этому требованию навигационные системы к 2002 году