ERP-системы все активней внедряются в России

Евгений Слиняков: «Внедрение BAAN сходно с внедрением новой линии оборудования»

Так, именно о получении дополнительных конкурентных преимуществ заботилась нижегородская фармацевтическая компания «Нижфарм», когда в начале 1998 года решила внедрить у себя систему BAAN.

Как рассказали вице-президент «Нижфарма» Евгений Слиняков и начальник отдела ИТ предприятия Дмитрий Будылин, внедрение новой интегрированной информационной системы было важной частью программы стратегического развития, принятой руководством предприятия. Согласно этой программе, «Нижфарм» твердо решил обеспечить поддержку методологии ERP, а также пользующихся большим уважением среди медиков стандартов GMP (Good Manufacturing Practice) и ISO 9000. Предприятие планировало осуществить реконструкцию производственных мощностей, подготовиться к сертификации по ISO 9000 и затем предпринять попытку выхода на западные рынки. В начале 1998 года предприятие получило от Европейского банка реконструкции и развития кредит в размере 10 млн. долл., который позволил начать широкомасштабную реконструкцию предприятия, включающую, в числе прочего, реинжиниринг бизнес-процессов и внедрение системы ERP.

До внедрения проекта на «Нижфарме» применялась информационная система собственной разработки. Была создана локальная сеть, ставшая основой создания новой информационной инфраструктуры.

Когда встал вопрос о замене системы, руководство предприятия рассмотрело три варианта. Первый — разработка новой системы собственными силами — был быстро отвергнут, поскольку этот процесс отнял бы слишком много времени, сил и денег, причем результат не был гарантирован. Второй вариант — приобретение и установка отечественной системы — пришлось тоже отвергнуть, потому что на момент выбора системы предприятие не нашло на отечественном рынке интегрированных систем продукта, который бы в достаточной степени удовлетворял его требованиям. Остановились на третьем варианте — на внедрении западной системы.

«Нижфарм» оказался весьма требовательным заказчиком. Среди выдвинутых требований — высокий технологический уровень, соответствие стандарту ISO 9000, отсутствие «Проблемы 2000», многоплатформенность, возможность использования встроенной развитой СУБД, богатая функциональность, наличие модуля поддержки процессного производства, гибкость, открытость, настраиваемость, четкая политика поставщика системы, наличие в России его представительства, а также партнеров-интеграторов, имеющих опыт внедрения ERP-систем, и наконец — наличие опыта работы создателя системы с фармацевтическими предприятиями (не обязательно отечественными). В конечном итоге решающими факторами были соотношение цена/качество и стоимость внедрения и сопровождения системы. К анализу систем-кандидатов были привлечены специалисты и руководители множества самых разных подразделений и служб предприятия.

В феврале 1998 года заказчик подписал договор с компанией Baan о покупке лицензий и с TopS — о внедрении системы. Руководство проектом предприятие возложило на Слинякова, а руководство группой внедрения — на Будылина. Не дожидаясь установки оборудования, пять сотрудников отдела ИТ «Нижфарма» с марта по май прошли обучение, в ходе которого они познакомились с функциональностью продукта, научились его администрированию и разработке новых приложений. В июне пришло оборудование, и работа закипела.

Первым делом были внедрены система классификации и кодирования учетных единиц и введена технологическая информация — рецептура лекарств, информация о технологии их изготовления и о нормах различных затрат на их производство. Затем внедрили базовый логистический пакет, охватывающий функции продаж, закупок и складирования, и лишь после этого — модуль управления финансами и бухгалтерского учета. С января 1999 года началась опытно-промышленная эксплуатация с дублированием ввода данных и расчетов в старой и новой системах, с января нынешнего года — промышленная эксплуатация.

Всего было оснащено 64 рабочих места. В качестве сервера приложения используется Unix-компьютер HP 9000. СУБД пока работает та, что поставляется в качестве встроенной вместе с BAAN, однако в дальнейшем ее планируется заменить одной из индустриальных СУБД. Примечательная особенность: описания бизнес-процессов были не только введены в систему, но и распечатаны и переданы пользователям, чтобы те лучше понимали, что и как происходит на предприятии.

Внедренная на предприятии система поддерживает широкий класс задач: управление поставкой сырья и готовых товаров, управление поставкой материалов в цеха, планирование и управление производством с отслеживанием отдельных партий сырья и продукции, управление счетами, платежами, калькуляция стандартной и фактической себестоимости, управление центрами затрат, получение финансовой отчетности и пр. С января нынешнего года началось внедрение модуля управления маркетингом и дополнительного логистического пакета, обеспечивающего фиксацию всех предложений, поступающих от клиентов, и многосторонний анализ причин неудовлетворенности клиентов. Кроме того, начато объемно-календарное планирование.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями