Группа компаний «НордГрупп» внедрила систему финансового управления предприятием

Вадим Догадайло: «Чтобы победить в конкурентной борьбе, мы должны на два-три года опережать другие строительные компании»

Группа компаний «НордГрупп» стала первой российской фирмой в области строительства, внедрившей у себя систему финансового управления предприятием Scala — разработку одноименной шведской компании. В настоящее время система развернута в шести из девяти компаний, входящих в «НордГрупп», еще в одной идет реализация соответствующего проекта.

На состоявшейся 15 марта пресс-конференции руководители предприятия рассказали об истории внедрения, которая началась в 1996 году, когда «НордГрупп» решила перейти с системы бухучета «Парус» на новую систему. Предприятию это было необходимо по ряду причин. Оно работало со многими иностранными партнерами и заказчиками. Кроме того, чтобы получить конкурентные преимущества, компания поставила вопрос о подготовке к сертификации по стандарту качества ISO 9000 (что, безусловно, полезно, если имеешь дело с иностранным капиталом). Наконец, назрела насущная необходимость в усовершенствовании учета. Чтобы успешно вести бизнес, надо было уметь управлять финансово-материальными потоками, что в условиях сложной системы расчетов с поставщиками (а их сейчас около 900) и заказчиками с использованием различных схем оплаты, в том числе бартерной, было трудно сделать без функционально развитой информационной системы.

В 1997 году заказчик получил грант от Всемирного банка, после чего появилась возможность всерьез вести разговор о внедрении информационной системы. Первым делом заказчик провел у себя предпроектное обследование и реорганизацию бизнес-процессов (в этом ему помогали консультанты из Arthur Andersen) и освоил методологию управления проектами с помощью системы Primavera производства одноименной компании.

Параллельно с этим двое сотрудников вели кропотливую работу по изучению рынка систем управления предприятием. От разработок нижнего ценового уровня (в основном отечественных) решили отказаться, поскольку они выполняли в основном бухгалтерские функции, осуществлять с их помощью управление финансовыми и материальными потоками, а также управление проектами было затруднительно, а то и невозможно. Рассчитывать на покупку западных систем верхнего ценового уровня было нереально — слишком дорого. Решили остановить выбор на одной из западных систем среднего уровня. Российские разработки не стали рассматривать. По мнению Вадима Догадайло, председателя совета директоров проектно-строительной компании «Норд», входящей в «НордГрупп», и одновременно руководителя проекта внедрения со стороны заказчика, одна из ключевых причин такого решения — отсутствие в России собственной школы консалтинга в области ИТ.

Когда из множества систем-претендентов остались SunSystems и Scala, остановились все-таки на Scala. Хотя ни та ни другая система не имели внедрений в российских строительных организациях, решающим оказалось то, что разработчик Scala действовал в России не через партнера, а через свое представительство, следовательно, он собирался оставаться на нашем рынке всерьез и надолго. К тому же Scala сертифицировалась по стандарту ISO 9000.

Вскоре на предприятии были созданы команда управления внедренческим проектом, позднее преобразованная в «Норд Консалтинг» — отдельную компанию в составе «НордГрупп», и отдел финансового анализа и внутреннего аудита. В 1999 году закипела работа. Был составлен план внедрения, затем появился проект системы, осуществлены перенос данных, тестирование системы и ввод ее в эксплуатацию. По словам начальника отдела финансового анализа и внутреннего аудита Олега Смоленышева, подготовку данных примерно на 80% производил сам заказчик. Оставшиеся 20% работ приходятся на методологию переноса данных. Примерно половина информации была преобразована вручную, еще половина — с помощью программного инструментария.

Тестирование системы велось достаточно долго (кстати, затяжку с тестированием заказчик назвал одной из главных своих ошибок). Всю вторую половину прошлого года бухгалтерские расчеты велись одновременно в старой и новой системах. Производилось моделирование бизнес-процессов в Scala, проверялась идентичность отчетов, составлялись инструкции для отделов бухгалтерии и снабжения, 15 сотрудников компании прошли обучение навыкам работы с системой.

В конце концов были внедрены следующие модули: «Главная книга», «Книга закупок», модули управления запасами, консолидации, управления основными средствами. В январе начата эксплуатация модуля расчета заработной платы, в феврале — «Книги продаж». Формирование отчетов решено производить с помощью инструментария Crystal Records.

Таким образом, на предприятии было внедрено управление учетными операциями с использованием рублевого и долларового счисления, создана основа для перехода к бюджетированию на основе ИТ, пересмотрены бизнес-процессы, зафиксированы и утверждены стандартные процедуры закупки, складирования и обработки товарно-материальных ценностей, подготовки отчетности в соответствии с международными стандартами. Кроме того, появилась возможность отслеживания всех операций, производимых пользователями, и обеспечен доступ руководителей к информации, необходимой для эффективного управления.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями