IBS сертифицирована по стандарту ISO9000

Брайан Солт вручает Сергею Мацоцкому пропуск в мир цивилизованного бизнеса

14 марта компания IBS получила такой сертификат, доказав таким образом своим потенциальным партнерам, заказчикам и инвесторам, что уровень производства внутри компании соответствует международным требованиям. Этот документ подтверждает соответствие стандарту качества ISO 9001:1994 производственных процессов внутри двух подразделений IBS — центра разработки программных продуктов и производственного центра, занимающегося реализацией внедренческих проектов.

Сертификат сроком на три года выдан компанией Lloyd?s Register Quality Assurance, которая проводила предварительную подготовку и финальный аудит IBS. По словам руководителя представительства Lloyd?s Register Брайана Солта, IBS стала первой в России компанией, где Lloyd?s осуществила сертификацию процессов, связанных с производством программного обеспечения.

Всего же на соответствие стандарта качества ISO 9000 компания Lloyd?s сертифицировала около 30 российских предприятий. Поскольку прежде в России подобным аудитом компаний — разработчиков программ Lloyd?s не занималась, их пришлось «выписывать» из лондонской штаб-квартиры компании.

Как рассказал генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий, процесс, занявший около года, оказался хлопотным и достаточно дорогим делом: прямые расходы на сертификацию оказались относительно невелики — на это было потрачено несколько десятков тысяч долларов (точные цифры не назывались), зато косвенные оказались почти на два порядка выше. Идя на эти затраты, компания IBS преследовала несколько целей. Первая, разумеется, повышение престижа в глазах партнеров, заказчиков, особенно западных. Получение сертификата наверняка повысит шансы компании на выигрыш в крупных тендерах с участием западного капитала. Вторая цель более отдаленная — подготовка к открытому акционированию компании, превращению ее в открытое акционерное общество, что обеспечит ей широкие возможности по привлечению внешних инвестиций. Думается, эти две цели были главными движущими силами сертификации.

Впрочем, по словам Мацоцкого, существовала и третья цель — совершенствование бизнес-процессов, связанных с производством. По сути, в ходе подготовки к сертификации был осуществлен не реинжиниринг, а инжиниринг производственных бизнес-процессов — их фиксация, описание и систематизация. Хотя, как рассказал Дмитрий Лощилин, директор Центра программных разработок IBS, разработка ПО «изначально соответствовала ГОСТам», именно процесс сертификации позволил превратить производственный процесс в стройную, прозрачную систему, имеющую «встроенный» механизм контроля качества бизнес-процессов. Ядро этого механизма — служба управления качеством, в составе которой четыре сотрудника. В обязанности службы входит ведение непрерывного аудита и контроля качества производственных процессов, своевременное информирование руководства IBS о выявленных недостатках и нарушениях, выработка совместно с руководством корректирующих и превентивных мер и контроль за их исполнением.

Нельзя сказать, что внедрение непрерывного аудита прошло безболезненно для IBS и его руководства. По признанию Мацоцкого, «иногда хочется выйти из рамок, потому что зло берет» от такого строгого и щепетильного контроля, однако руководство компании не сдается и отступать не собирается, потому что понимает, что дивиденды, которые IBS может получить от сертификации, с лихвой перекрывают все неудобства, вызванные процедурой непрерывного внутреннего аудита.