Решения «Паруса» для нефтепереработчиков

Александр Карпачев, президент корпорации «Парус»: «Российские предприятия испытывают немалые трудности в управлении»

Следовательно, и его автоматизация несет в себе множество нюансов. Чтобы их отразить в полной мере, поставщики систем управления, как правило, создают специализированные решения. С одним из таких решений, ориентированным на предприятия, занятые нефтепереработкой, в последний день февраля познакомила своих заказчиков корпорация «Парус». Специалисты корпорации представили своим клиентам обзор особенностей финансового, товарного учета и управления запасами в нефтеперерабатывающих компаниях и продемонстрировали, как эти особенности отражены в специализированном отраслевом решении. Кроме того, они рассказали о методиках внедрения системы «Парус».

Но, пожалуй, наибольший интерес вызвали у слушателей выступления представителей компаний, рассказавших о том, как с помощью автоматизации им удалось решить стоящие перед их фирмами проблемы.

По словам главного бухгалтера НГК «Славнефть», острейшая потребность в мощной системе управления предприятием возникла в конце 1998 года, когда под влиянием множества факторов резко изменились финансовые потоки и потребовалась замена бухгалтерской системы на новую. Чтобы выжить в непростых послекризисных условиях, компания включила снижение налоговых рисков в число приоритетов. Перед предприятием встала непростая задача — обеспечить обработку больших объемов информации, имея при этом ограниченные финансовые и людские ресурсы. Кроме того, в тот момент на предприятии шла структурная перестройка, в числе прочих выдвинувшая на передний план еще один критерий — гибкость системы. Весьма резкое и, вероятно, неожиданное возникновение проблем с ростом объемов информации потребовало от компании проведения автоматизации в сжатые сроки. Учитывая все перечисленные критерии, компания выбрала систему «Парус» на базе СУБД Oracle.

Для реализации проекта по внедрению системы была создана рабочая группа, куда вошли пять ключевых бухгалтеров, определяющих методологию обработки информации на своих участках, и три специалиста отдела АСУ. Бухгалтеры прошли соответствующее обучение, после чего разработали детальные инструкции для пользователей, была проведена установка и настройка системы. Ее эксплуатация началась спустя три месяца после покупки. Чуть позже специалисты «Славнефти» обеспечили интеграцию «Паруса» с применяемой в компании системой «Сбыт нефтепродуктов». Впоследствии была заменена и подсистема подготовки отчетов: вместо шедшего в поставке с «Парусом» инструментария Crystal Reports решено было использовать систему Business Objects, обеспечивающую построение более сложных отчетов. Всего от первой инсталляции до завершения в целом внедренческих работ прошло чуть более полугода.

Сейчас бухгалтерские модули «Паруса» используются не только в центральном офисе, но и в филиалах. Заботясь о развитии своей информационной системы, заказчик взял на тестирование модуль консолидации данных, а также два модуля новой версии «Паруса» — бухгалтерский и производственный, предназначенный для предприятий нефтедобычи. Изменилась и приоритетная задача, которую ставит перед собой заказчик в плане бухгалтерского учета: теперь во главу угла ставится не снижение налоговых рисков, а налоговое планирование.

Несколько иначе обстояли дела у другого заказчика — предприятия «Коминефтепродукт», хотя некоторое сходство прослеживается. Как рассказал руководитель отдела АСУ Евгений Кусакин, внешние условия менялись очень быстро (в частности, за время подготовки проекта трижды сменились вышестоящие организации, теперь его хозяин — концерн «Лукойл»). Трансформировалось и представление заказчика о том, что и как надо автоматизировать. В результате техническое задание сильно видоизменилось по сравнению с первоначальным вариантом. В число задач, которые следовало решить в ходе автоматизации, входили снижение трудоемкости сбора учетной информации, повышение точности обработки отчетов АЗС, получение более полной оперативной картины происходящего на предприятии, получение достоверной оперативной информации о взаиморасчетах с потребителями и поставщиками и пр. Судя по всему, руководство намеревалось с помощью автоматизации повысить прозрачность и управляемость компании.

После соответствующего исследования решено было внедрить четыре модуля: бухгалтерский, обработку авизо, модуль консолидации и обрабатывающий центр автозаправочных станций. На сегодня внедрены три модуля, за исключением модуля консолидации — он сейчас находится в опытной эксплуатации. В частности, автоматизировано 95% АЗС.

«Советы бывалого», которым с интересом внимала аудитория, прежде всего сводились к необходимости жесткого административного давления на персонал, чья работа автоматизируется. Без этого, убежден докладчик, успешная автоматизация вряд ли возможна.

В будущем руководитель отдела АСУ хотел бы изменить архитектуру информационной системы, которая включает в себя несколько серверов в филиалах и головном офисе компании, на строго централизованную с единым мощным сервером. Это значительно облегчило бы жизнь отделу АСУ, да и предприятию в целом — все-таки непросто сопровождать серверы, разбросанные по республике Коми и находящиеся на расстоянии до 300 км от головного офиса, пусть даже они связаны с ним телекоммуникационными каналами. Доступ к серверу предполагается осуществлять посредством Web-клиентов или Windows-терминалов. Среди других планов — предоставление клиентам компании доступа через Internet к информации о состоянии их лицевых счетов. В самом деле, а почему бы не попробовать?

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями