Определение: Информация о предпочтениях либо передается на Web-узел непосредственно пользователем, либо накапливается с помощью специализированного ПО, отслеживающего и анализирующего действия, которые предпринимает пользователь, находясь на узле. После этого программное обеспечение на узле может модифицировать информационное наполнение с учетом интересов пользователя

Yahoo использует механизм cookies для сбора информации, необходимой для персонификации страниц (My Yahoo) своих пользователей

Получаете ли вы от Web все, что нужно, или это Сеть «тянет» из вас всевозможные сведения? Именно этот вопрос довлеет над отраслью электронной коммерции с момента появления технологии персонификации Web.

Потенциал ее огромен. Благодаря персонификации Web пользователи могут получить из Internet больше информации и сделать это быстрее, поскольку узлы Web уже «знают», что их интересует и что им требуется.

Но для того чтобы в полной мере насладиться такими удобствами, пользователям придется представить информацию о себе и своих интересах, забыв про конфиденциальность. Персонификация Web стала возможна благодаря появлению инструментальных средств, которые позволяют Web-сайтам собирать информацию о своих пользователях.

Адаптация к требованиям пользователей

Этого можно добиться, в частности, предлагая посетителям узлов заполнять специальные бланки, информация из которых помещается в базу данных. Эта база данных становится источником информации для промежуточного программного обеспечения, осуществляющего обмен сведениями между базой данных и Web-узлом, чтобы предложить на Web-сайте решения и продукты, которые интересуют пользователя.

К примеру, Amazon.com предлагает пользователям книги и компакт-диски с учетом интересующей их тематики. Круг своих интересов клиенты формулируют при регистрации на узле.

«Потребители могут купить больше, когда они точно знают, что именно есть на узле и что им не придется эти продукты долго искать», — заметил Крис Лок, редактор Personalization.com — Web-сайта, занимающегося решением вопросов, связанных с персонификацией.

Пожалуй, самым известным из инструментальных средств персонификации являются специальные маркеры Internet, основанные на механизме cookies. Эти маркеры представляют собой фрагменты кода, размещаемого в памяти бразуера, которые сообщают Web-сайтам данные о посетителе, что дает возможность обращаться к пользователю по имени.

Менее известное средство персонификации Web — это фильтрующее программное обеспечение совместной работы, которое размещается на сайте и контролирует действия пользователя. Оно не вмешивается в деятельность пользователя в Internet, но оставляет «метки». Самое лучшее, что может сделать программное обеспечение, — это отслеживать перемещение пользователя по Web, с тем чтобы узнать, что его больше всего интересует и как он предпочитает работать. При этом фиксируются самые разные параметры, начиная от количества времени, которое посетитель тратит на одну страницу, и заканчивая типом страниц, которые он выбирает.

Фильтрующее программное обеспечение совместной работы сравнивает информацию о поведении одного пользователя с данными о других потребителях, имеющих сходные интеерсы. Таким образом, пользователи получают рекомендации, аналогичные тем, которые можно увидеть на узле Amazon: «Пользователи, купившие эту книгу, также приобретают...»

Специалисты по информационным технологиям имеют возможность убедиться, что персонификация Web сокращает время на покупку компьютерного оборудования, поскольку Web-узлы производителей будут настроены на их требования. Как отметила Лори Вайдхам, исполнительный директор консалтинговой компании Cognitiative, «потребители могут заказать все, что хотят, и наладить более эффективную связь с производителем».

Вайдхам приводит в качестве примера работу компании Dell Computer, которая предоставляет своим пользователям возможность создавать персональные «Dell-сайты». Это решение позволяет компании назначать специальные цены и условия заключения сделок, учитывая требования, предъявляемые пользователем к вычислительным системам, и его предпочтения, сообщенные им при создании персональных «Dell-сайтов». Пользователи без лишних проволочек могут приобрести то, что им требуется, не названивая представителям компании, не выясняя наличие продуктов и не тратя много времени на выработку условий контрактов.

Вопросы конфиденциальности

Наибольшее беспокойство вызывают вопросы конфиденциальности. Некоторые компании некорректно используют информацию, полученную от потребителей, и в результате мы сталкиваемся с отвратительнейшим явлением в Internet-коммерции — спамом.

Опасаясь наплыва мусорной электронной почты, люди, как заметила Вайдхам, «не желают передавать на Web-сайты важную информацию».

Но Лок считает, что вопросы конфиденциальности недолго будут оставаться камнем преткновения, поскольку компании, некорректно использующие информацию о своих потребителях, обречены на проигрыш: в Internet очень быстро станет известно об их делишках.

«Участие или неучастие людей в персонификации Web зависит только от того, насколько выгодно для них будет сообщать информацию о себе», — отметил Лок.

В будущем аналитики рассчитывают на появление более совершенной технологии, такой, к примеру, как нейронные сети, которые помогут узлам электронной коммерции отслеживать поведение потребителей.

В то же время компании предлагают своим пользователям все новые возможности обмена информацией. К примеру, компания Amazon.com организует своего рода «кружки по интересам», где пользователи со сходными интересами могут общаться друг с другом, обсуждая понравившиеся книги или музыкальные произведения.


Web-ресурсы

Ниже приводятся узлы Web, на которых можно найти дополнительную информацию о технологии персонификации Web

Accelerating 1To 1 (www.accelerating.com). Здесь опубликованы статьи по персонификации Web, в которых, в частности, затронуты вопросы конфиденциальности, а также имеются обзоры программного обеспечения для персонификации Web

Personalize.com (www.personalize.com). На этом Web-узле помещена целая серия статей и обзоров, где рассматриваются различные подходы к персонификации Web и вопросы, возникающие в процессе использования этой технологии

Cognitiative (www.cognitiative.com). Web-страница консалтинговой компании, специализирующейся на проблемах электронной коммерции

Appian Web Personalization Report (www.appiancorp.com/awpr.asp). Интерактивный бюллетень новостей, выпускаемый компанией Appian — производителем инструментальных средств электронной коммерции. Здесь можно найти статьи, посвященные последним разработкам в области персонификации Web

The Unofficial Cookie FAQ (www.cookiecentral.com/faq/). Хороший ресурс для изучения механизма сookies для Internet, а также того, что они делают и каким образом


Типы подходов к персонификации Web

Тип Механизм работы Производители / примеры
Сookies Тег в браузере идентифицирует пользователя для Web-сайта Страницы My Yahoo
Персонификация с помощью переключателей Пользователь делает отметки в списке переключателей, на основе которых узел может представить нужную информацию. Это управляемый пользо вателем процесс. Конкретно для каждого сайта
Фильтрующее ПО совместной работы Отслеживает поведение пользователя и сравнивает его с поведением других посетителей данного сайта Компания Net Perceptions
Системы на базе правил Используются бизнес-правила для доставки определенных типов информации на основе профиля пользователя, за счет распределения пользователей по категориям на базе этих правил Broadvision

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями