Пока указанный интерес осуществляется в рамках трех базовых информационных законов РФ — «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации» и «О средствах массовой информации».

Виктор Наумов — научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН, юрист Internet-провайдера «Дукс», преподаватель юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Автор свыше 40 работ в области ин

На самом деле как минимум еще один закон должен постоянно учитываться — «О международном информационном обмене». Кроме того, само законодательство, как его называют, в сфере информатизации, насчитывает полтора десятка законов и большое количество подзаконных актов. Данные законы воплотили труд и высокий профессионализм разработавших их юристов, но не смогли корректно регулировать новую среду — Internet, из-за чего сейчас постоянно возникают теоретические и практические проблемы их правоприменения в Сети и к Сети. Государство на уровне подзаконных актов пытается «закрыть» возникающие пробелы в регулировании, либо расширительно трактуя уже действующие нормативно-правовые акты, либо готовя проекты новых.

Информационные отношения в Internet — сложный социально-технологический процесс, который в силу ряда причин пока с трудом поддается юридическому анализу. Упрощенно эти отношения можно представить следующей цепочкой: пользователь/потребитель информации — провайдер/оператор связи — информационный ресурс — провайдер/оператор связи — собственник информационных ресурсов. Данная цепочка увязывает отношения по созданию, передаче, распространению и потреблению информации, что является объектом регулирования трех законов. Получается, что одно и то же социальное отношение регулируется тремя различными законами.

Три этих «кита» свидетельствуют о том, что рассматриваемые отношения должны быть опутаны лицензиями в области связи (провайдерами предоставляются услуги связи) и охвачены институтом регистрации средств массовой информации, так как по смыслу закона «О СМИ» сайт — это средство массовой информации.

Двойной контроль

Согласно федеральному закону «О связи»: «Услуги связи — продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи». Кроме того, в статье 2 закона «О связи» определяется, что: «Электрическая связь (электросвязь) — всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам».

Российским законодательством к видам (службам) электросвязи отнесена и телематическая служба «доступ к информационным ресурсам». Обычно сайт создается и поддерживается для публичного доступа, поэтому, рассуждая буквально, его владелец вполне мог бы «вписаться» в приведенный вид электросвязи. Ключевой и при этом не подлежащей однозначной трактовке (так сформулированы закон и подзаконные акты) здесь является категория оказания услуг. Оказывает ли собственник ресурса услугу? Думается, что нет: ее оказывают другие организации — операторы связи, обеспечивающие техническое функционирование сети. Собственник же ресурса действует в соответствии с частью 7 статьи 6 закона «Об информации, информатизации и защите информации», устанавливая в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним.

Если бы в нормотворчестве и, главное, в правоприменении руководствовались базовыми принципами, закрепленными в самих законах, то удалось бы избежать большого количества проблем. Так, в статье 1 закона РФ «О средствах массовой информации» сформулирован основополагающий принцип свободы массовой информации:

«В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации… не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

Тем не менее недавние инициативы по представлению проекта пакета документов по регистрации сетевых СМИ серьезно усложняют процесс распространения информации в Internet: из-за неточных формулировок и расплывчатости ряда положений требуемая регистрация и необходимость заключения договора с оператором связи об оказании услуг доступа к соответствующей сети — это уже не та свобода, которая создала Сеть.

Эффект домино

Internet — очень сложный предмет регулирования. Общественные отношения, складывающиеся в Сети, затрагивают очень широкий спектр социальных категорий. При нормотворчестве, касающемся таких сложных «сред», всегда возникают непредусмотренные разработчиками эффекты домино, когда, при регулировании определенного вида общественных отношений затрагиваются смежные отрасли права, разрешая сложные противоречия или создавая новые.

Так, установив, что сайт — сетевое СМИ, подлежащее регистрации, можно решить очень болезненный вопрос налогообложения. С принятием предлагаемых документов по регистрации сетевых СМИ большинство сайтов получат налоговые льготы согласно законам Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и ряду подзаконных актов.

Это выразится в освобождении от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации продукции средств массовой информации и налога на прибыль от производства и распространения продукции средств массовой информации, а также на прибыль от других видов деятельности, направленную на финансирование капитальных вложений по основному профилю деятельности.

Однако предлагаемая новация, закрыв один пробел, породит другие, например в области регулирования СМИ. (Действующее положение закона «о СМИ» определяет статус изданий исходя из оценки объема рекламных материалов, что ставит перед налоговым законодательством нетривиальную задачу, так как последнее не приспособлено к механизмам измерения информационного пространства.)