Ряд компаний разработали стандарт для представления чеков в цифровом виде

NCR, Visa International, Office Depot и ряд других крупных компаний на основе языка расширяемой разметки XML разработали специальный стандарт, позволяющий перевести процедуру получения чеков и квитанций в цифровую плоскость.

Сторонники нового подхода утверждают, что отныне покупатели не будут терять квитанции и при необходимости всегда смогут предъявить претензии продавцу. Цифровые квитанции, хранящиеся в специальных базах данных, можно использовать для подтверждения гарантии и для предоставления необходимой информации налоговым органам. Определенные преимущества получат и предприниматели, стремящиеся повысить эффективность управления и установить контроль за покупками, которые оплачиваются при помощи льготных карт.

Николь Вандербильт: «Мне кажется, что это решение специально придумано для того, чтобы создать людям дополнительные трудности — мы никогда не слышали, чтобы покупатели жаловались на отсутствие цифровых квитанций»

На ежегодной встрече комитета по стандартам Национальной федерации розничной торговли альянс Digital Receipt Alliance, в состав которого входят America Online, Microsoft и VeriFone (подразделение Hewlett-Packard), представил спецификации цифровых квитанций.

«В концептуальном плане это очень хорошая идея, — отметил директор центров данных компании Toys R Us Джордж Черненко. — Если удастся избавиться от бумаги, это повысит точность и эффективность операций, принеся несомненную пользу. Что же касается практической реализации, тут еще есть над чем поработать».

Квитанции можно доставлять по электронной почте или через Internet, загружая их с Web-сервера розничного продавца или со специального портала. Это будет способствовать увеличению числа как электронных сделок, так и покупок в обычных супермаркетах. В наборе данных, предусмотренном спецификацией цифровой квитанции, содержится информация о транзакциях и ссылки на сайт продавца, сведения о производителе продукции и о потенциальных заказах, обеспечивающих скидки и льготы при дальнейших покупках.

«Люди, совершающие покупки в обычных супермаркетах, могли бы предоставлять необходимые идентификационные данные с идентификационных или обычных кредитных карт, — пояснил менеджер Джим Грин из NCR. — На мой взгляд, цифровые квитанции получат широкое распространение уже через год-полтора. Они изменят саму природу розничной торговли. Мы полагаем, что это новшество самым благоприятным образом отразится на деятельности традиционных розничных торговцев, стремящихся перенести свою деятельность в Web».

Как утверждает Грин, розничные продавцы не получат доступ к информации, находящейся в квитанциях, но смогут применять новые информационные системы для установления обратной связи с пользователями. У них появится возможность привязать к цифровым квитанциям небольшие приложения (например, обработку сведений о гарантии и скидках).

Профессор университета штата Индиана Раймон Берк считает, что при помощи собранных данных розничные продавцы смогут оценить, насколько питательной является «диета», предлагаемая клиенту, а в случае необходимости дадут ему совет по наполнению «гардероба».

«Подобная база данных во многих отношениях будет превосходить ту, которую розничные продавцы используют в своих программах для постоянных клиентов сегодня, а следить за транзакциями можно будет не только в одном отдельно взятом магазине, но и во всей сети торговых точек при регистрации как традиционных, так и электронных сделок, — подчеркнул Берк. — Она позволяет получить полную картину предпочтений покупателей».

Консультант Джордж Грант, работающий сейчас по контракту с компанией Wireless Network Solutions, заметил, что цифровые квитанции могли бы «растопить лед сердец» традиционных покупателей, предоставив им возможность оценить эффективность работы Internet.

Сторонники перехода к технологии цифровых квитанций полагают, что уже в 2000 году следует ждать появления значительного количества соответствующих решений.

Перспективность этого направления не вызывает сомнений у президента консультационной компании Martec Брайана Хьюма. На день рождения жена подарила ему дорогие часы, купленные в Англии, а чек, как это часто бывает, потерялся. Когда спустя девять месяцев ремешок от часов порвался, Хьюм попытался предъявить претензии магазину, но из-за отсутствия чека сделать это было практически невозможно.

«Я полагаю, что цифровые квитанции очень полезны, — признался он. — Помимо прочих положительных свойств они помогают мне контролировать расходы».

Впрочем, далеко не все считают, что пользователи проявят интерес к данной технологии.

«Мне кажется, что это решение специально придумано для того, чтобы создать людям дополнительные трудности, — заметила аналитик компании Jupiter Communications Николь Вандербильт. — Мы никогда не слышали, чтобы покупатели жаловались на отсутствие цифровых квитанций или их не устраивали бы методы обработки электронных транзакций. Не думаю, что покупатели оценят такой поворот, однако то, что его оценят продавцы, не вызывает сомнений».


Самая «запатентованная»

В 1999 году больше всего патентов в США получила корпорация IBM. Ближайший соперник, компания NEC, отстает от нее на 37%. Большая часть патентов была выдана IBM в категории «Системы обработки информации» и «Обработка данных и управление базами данных». NEC получила большинство патентов на коммуникационные технологии следующего поколения для мобильных Internet-устройств и мультимедиа-приложения. Среди 12 компаний, получивших более тысячи патентов, восемь японских, две американские — Motorola и Lucent Technologies, а также южнокорейская Samsung Electronics.

Двадцатка компаний, получивших наибольшее число патентов в 1999 году
1 IBM 2789
2NEC 1853
3Canon 1800
4Samsung Electronics 1544
5Sony 1429
6Fujitsu 1231
7Toshiba 1225
8Motorola 1207
9Lucent Technologies 1156
10Mitsubishi Electric 1089
11Matsushita Electric 1065
12Hitachi 1020
13Eastman Kodak 993
14Micron Technology 934
15Philips Electronics 866
16Hewlett-Packard 855
17AMD 825
18Intel 735
19Siemens 731
20General Electric 700