уже вторая конференция «Электронная коммерция ?99». В течение двух дней обменивались мнениями разработчики платежных систем, представители банковских и финансовых структур, коммерческих организаций.

Наибольший интерес у присутствовавших вызвал вопрос: что мешает развитию электронной коммерции в России? Большинство из выступавших придерживались мнения, что дело не столько в объективных, сколько в субъективных причинах — неподготовленности большинства организаций к деятельности на нетрадиционном рынке.

По мнению Виктора Достова (АКБ «Таврический»), для развития одной из основных бизнес-моделей электронной коммерции — немагазинной розничной продажи — необходима «повсеместность проникновения Internet, постоянное присутствие дома, на работе, на улице». В качестве иллюстрации он привел опыт Англии, где в комплект учебного класса уже в течение ряда лет входят «грифельная доска, мел и два компьютера, подключенные к Internet». Отвечая на вопрос о возможных направлениях участия государства в развитии электронной коммерции, Достов сослался на опыт английского правительства, которое не только активно содействует популяризации Internet, но и планирует до 2005 года производить через системы электронной коммерции большую часть государственных закупок.

Елена Станишевская (компания «Русет») рассказала о технических возможностях системы Net.Commerce, продвигаемой IBM как «законченное решение для построения систем электронной коммерции». По мнению Станишевской, внедрение Net.Commerce позволит разрешить ситуацию, когда «покупатель боится вводить номер кредитной карты, не доверяя магазину, а магазин опасается, что покупатель не тот, за кого себя выдает». В рамках подхода, разработанного ведущими производителями кредитных карт, «гарантом» доверительных отношений участников сделки становится банк. С одной стороны, банк может поручиться за их платежеспособность перед магазином (поскольку отвечает за выдачу сертификатов для клиентов — держателей счетов), а с другой — защищает интересы покупателя (реальное перечисление денег магазину производится только после того, как товар передан независимой службе доставки). Система испытывается или уже установлена в 60 европейских банках. В России ее тестирует пока только московский КБ «Олимпийский».

Григорий Попов (BGS Smartcard System AG) рассказал о функциональности и опыте использования универсальной платежной системы DUET (Dual Universal Electronic Transaction), Александр Шуголь («Система Телеком») — о деятельности АДЭ, в частности руководимого им комитета «Электронное ведение бизнеса». Особый интерес представителей банковских организаций вызвало заявление об организации «сети доверительных компаний», которым государство официально поручает заниматься генерацией ключей криптозащиты.

По сравнению с предыдущей конференцией, на которой обсуждались скорее теоретические вопросы — «быть или не быть электронной коммерции в России», нынешнюю отмечала практическая направленность и деловой характер обсуждений.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями