Перспективы реального бизнеса в виртуальном мире

Кари Терхо, европейский менеджер Hewlett-Packard по развитию электронных услуг: «Мы предоставили разработчикам технологию E-speak, обеспечивающую унификацию взаимодействия различных электронных служб»

По словам управляющего партнера PricewaterhouseCoopers (PwC) Леонида Богуславского, электронный бизнес повышает эффективность деятельности предприятий благодаря применению новых технологий работы, позволяющих улучшить обслуживание клиентов и оптимизировать отношения с бизнес-партнерами.

Важнейшими аспектами электронного бизнеса являются поддержка цепочки добавления потребительской стоимости, в состав которой входят маркетинг, разработка продукции, ее доставка потребителю и последующее сопровождение, а также возможность интеграции таких цепочек нескольких компаний. Internet, на котором базируется электронный бизнес, существенно опережает по темпам охвата аудитории другие средства массовых коммуникаций.

Компании PricewaterhouseCoopers, «Алгоритм Груп» и Hewlett-Packard провели 7 декабря конференцию «БИЗНЕС@ ИНТЕРНЕТ.РОССИЯ. Реальный бизнес в новом мире».

Возможности и перспективы электронного бизнеса привлекают внимание руководителей компаний всего мира. Согласно результатам опросов, опубликованных в 1998 году PwC, 57% респондентов считают, что электронный бизнес позволит повысить репутацию фирмы и известность торговой марки; 64% — надеются достичь лидирующего положения в своем сегменте рынка и удерживать его; 75% — рассчитывают повысить лояльность клиентов. Именно борьба за клиентскую базу характеризует основную направленность деятельности компаний, работающих в сфере электронного бизнеса, которая изменила методы оценки работы этих организаций. Дело в том, что сравнение финансовых результатов компаний, работающих в одних и тех же областях электронного и традиционного бизнеса, показывает, что первые имеют значительно меньший оборот, несут убытки или существенно уступают в прибыли традиционным фирмам, в то же время значительно опережая их по рыночной стоимости.

В чем же причина поддержки инвесторами организаций, не получающих прибыли? Основными критериями оценки деятельности «электронных» компаний являются сегодня охват аудитории и рост клиентской базы. Эти показатели увеличиваются, и инвесторы продолжают вкладывать свои финансовые средства в их акции, так как уже созданная инфраструктура позволяет с малыми затратами диверсифицировать продукты и услуги и осваивать новые рыночные ниши. Наряду с этим повышение эффективности взаимодействия поставщиков, производителей и покупателей способствует устранению лишних звеньев в системе логистики и снижению стоимости продукции. По данным PwC, в 1999 году немногим более 44 тыс. предприятий были заняты в сфере электронного бизнеса. К 2002 году ожидается увеличение их числа на 2000%. Объем мирового рынка электронного бизнеса, который в текущем году, согласно International Data Corp., составляет около 100 млрд. долл., возрастет к 2003 году почти до 1,4 трлн. долл.

Отставание России в области электронного бизнеса весьма значительно. Как отметил в своем докладе руководитель отдела компании TopS Леонид Новомлинский, крупные российские предприятия пока не относят электронный бизнес к важнейшим направлениям своего развития. Одной из существенных причин этого служит разрыв между методологией ведения бизнеса и бурно развивающимися технологиями. Относительно малое распространение в России систем управления деятельностью предприятий свидетельствует о практическом отсутствии инфраструктурного уровня управления бизнесом, с которым необходимо интегрировать и системы электронной коммерции, и корпоративные порталы. Наиболее распространенной формой присутствия корпоративного бизнеса в Internet стали Web-представительства, успешно решающие маркетинговые задачи, но не обеспечивающие интеграции бизнес-процессов и уменьшения затрат на их реализацию. Поэтому в число первостепенных задач российских организаций входит структурирование самого бизнеса, электронная поддержка которого станет неотъемлемой его частью.

В PwC полагают, что российским предприятиям важно начать с решения стратегических вопросов, позволяющих оценить текущее состояние электронного бизнеса компании; проанализировать возможности его развития в новой виртуальной среде; понять потенциальные преимущества; оптимальным образом организовать работу по внедрению новых технологий. В компании разработан инструментарий, в состав которого входит база знаний, содержащая более 750 бизнес-примеров, позволяющих конкретно сформулировать цели и решать возникающие проблемы, учитывая такие аспекты, как управление рисками и проведение корпоративных преобразований.

Теперь Internet в России уже не рассматривается только как информационная среда. По данным РОЦИТ, оборот «Web-cтроительства» в российской Сети составляет около 5 млн. долл. в год, из которых приблизительно половина приходится на доходы пяти крупнейших студий дизайна. Годовой доход четырех основных российских операторов сети баннерного обмена оценивается в 400-500 тыс. долл. Потенциальная емкость этого сегмента рынка составляет около 5 млн. долл. в год. По зарубежным оценкам, реклама в Internet может быть эффективной, если ее аудитория охватывает около 20% населения. Сейчас в России этот показатель составляет 4%.

В настоящее время в России существует более 300 электронных магазинов, лишь относительно небольшое число которых работает достаточно активно. Это объясняется рядом причин. Среди них — все еще незначительное число пользователей Internet, дефицит доверия потребителей к электронным сделкам, недостаточное количество платежных инструментов.

Сказывается также низкий технический уровень разработки систем Internet-торговли, поскольку зачастую созданием магазинов занимаются не профессионалы в области электронного бизнеса, а дизайнеры-любители. Однако положение меняется.