Ежегодная конференция по IP-телефонии

Алексей Амилющенко, руководитель рабочей группы АДЭ «Интернет-телефония»: «От легализации услуги надо переходить к выработке общероссийской концепции»

В технологиях, как и в живой природе, слияние двух различных материй порождает третью, дочернюю, наследующую генетические черты «родителей». «Ребенок» оказывается сильным и жизнеспособным, если «родительские генотипы» совместимы, или чахлым и недееспособным, если синтез происходит вопреки естеству.

Законы рынка, как известно, диктуют жестокие требования к выживаемости, искусственное вскармливание не практикуется; слабый «новорожденный» быстро погибает.

Бытует мнение, что IP-телефония являет собой образец синтеза несовместимых технологических принципов — свободной маршрутизации пакетов по Сети и фиксированной коммутации каналов. Другое дело — компьютерная телефония (CTI — computer telephony integration), здесь «генетики технологий» находят закономерным союз компьютера и телефона.

Однако факты вещь упрямая, и они, говорят что живут и развиваются обе технологии. Эксперты оценивают соответствующий рынок в десятки миллиардов долларов. Поэтому более чем 150 участников 4-й ежегодной конференции по компьютерной и IP-телефонии, проводимой компанией CompTek, интересовали не абстрактные проблемы, а способы извлечения коммерческой выгоды от внедрения новых технологий.

Компьютерная телефония: рынок услуг

В сравнении с 1998 годом относительные доли различных приложений на рынке услуг компьютерной телефонии в российском сегменте претерпели значительные изменения. Существенно выросли показатели приложений Call Center (с 6 до 21%), зато уменьшилась доля систем переадресации звонков Call Routing (c 16 до 11%) и отдельных приложений типа «интеллектуальный голосовой ответ» IVR (c 12 до 9%), а также обработки почтовых сообщений (с 13 до 10%). Как заметил менеджер CompTek Игорь Чиж, структура российского рынка приблизилась к общемировой, но всплеск установок систем Call Center объясняется также локальными факторами, а именно очередной выборной волной. Дело в том, что один из частных случаев их применения — интерактивные телеголосования, позволяющие проводить экспресс-опросы общественного мнения.

Качественные изменения в технологическом плане характеризуются все большим использованием систем компьютерной телефонии с высокой плотностью портов. Платформы с малым числом портов (от 2 до 8) имеют ограниченную сферу применения в офисных приложениях, тогда как многопортовые системы нужны для решений операторского класса.

Не менее существенные перемены случились за последний год в секторе производителей платформ: доля Dialogic сейчас составляет 90% рынка, тогда как VocalTec в этой области резко уменьшила свое присутствие. Dialogic, недавно поглощенная корпорацией Intel, является безусловным лидером в производстве голосовых и интерфейсных плат. Управление платами происходит через стандартные API-интерфейсы, что открывает широкие возможности разрабатывать собственные приложения и реализовывать новые услуги с учетом особенностей бизнеса операторов и организаций.

Открытые стандарты компьютерной телефонии

Быстрое развитие открытых архитектур для компьютерной телефонии, унификация открытых стандартов привели к тому, что системы, основанные на программируемых приложениях, стали теснить дорогостоящие и закрытые «фирменные» архитектуры традиционных поставщиков решений для крупных телефонных операторов. Здравый смысл подсказывает новым провайдерам услуг, что не следует «привязывать» себя к закрытым технологиям, попадая в зависимость от единственного поставщика.

Смысл доклада Сергея Кузнецова, представителя компании «РТСофт», занимающейся поставками и сопровождением промышленных аппаратно-программных комплексов, сводился к тому, что именно благодаря стандартизации платформы компьютерной телефонии стали применяться в разнообразных промышленных решениях. Это относится к стандарту CompactPCI, разработанному под эгидой консорциума PICMG, спецификации шины компьютерной телефонии H.110 (CTBus), утвержденной международным форумом по компьютерной телефонии ECTF, и набору программных интерфейсов S.100/S.300. К принципиальным преимуществам стандарта CompactPCI по сравнению с «частнофирменными» решениями были причислены: наличие стандартизированной шины компьютерной телефонии CTBus, удвоенное число PCI-слотов расширения и возможность «горячей замены» коммуникационных плат в промышленных стойках. По данным на ноябрь 1999 года, мировыми производителями, в том числе Motorola и Dialogic, выпускаются 83 наименования CompactPCI-модулей для систем компьютерной телефонии и шлюзов IP-телефонии.

Большинство выступлений касались функциональных возможностей программных платформ компьютерной телефонии для создания коммерческих приложений. Один из таких продуктов, платформа INX, разработанная бельгийской фирмой World Telecom Labs, внедрена на сети Ростелекома. INX автоматизирует коммерческие службы Russia Direct и Home Country Direct Home, позволяющие путем бесплатного доступа по номерам серии 800 осуществлять международные вызовы за счет вызываемого абонента. Благодаря «интеллектуальности» установленной платформы реализованы возможности использования предоплаченных карт (prepaid card) и оплаты в кредит (post paid), тарификации соединений с учетом временных и абонентских льгот, получения голосовых подсказок на разных языках.

Оказалось, что области приложений компьютерной телефонии, представленных многочисленными разработчиками программных платформ, сильно перекрываются. Однако серийно тиражируемыми комплексными решениями по использованию телефонных карт, а также их многочисленными успешными установками у операторов ТфОП и сотовой связи известна, пожалуй, только компания «Светец». Ее директор Сергей Крестьянинов подробно остановился на достоинствах систем многоканальной карточной платформы, карт авансовых платежей и многоканального центра обработки вызовов с автоматическими справками.

Важным вопросом является взаимодействие серверов компьютерной телефонии и существующих телекоммуникационных сетей, в том числе построенных на базе шлюзов IP-телефонии. Несмотря на то что сервер компьютерной телефонии имеет собственные коммутационные возможности, в ряде случае целесообразно использовать специальные коммутаторы с открытой архитектурой, позволяющие обратиться к интеллектуальным ресурсам оборудования Dialogic. Обобщая опыт разработчиков, Крестьянинов сказал, что «полноценная интеллектуальная сеть может быть как полностью, так и частично построена на базе компьютерной телефонии, при этом достигается соответствие всем известным стандартам ИС».

Продолжили тему специалисты из компаний «СофтПро» и ЛАНИТ. «СофтПро» разработала коммутационный центр SSC на аппаратной базе электронных голосовых и факсимильных плат Dialogic. Узел предоставления услуг, функции которого выполняет SSC, адаптирован для работы с коммутаторами Ericsson, Siemens, Nokia, Nortel и другими, используя сигнализацию SS7. Установка дополнительного интеллектуального узла уменьшает нагрузку на коммутатор, позволяет гибко конфигурировать услуги, обрабатывая более 60 тыс. звонков в день.

Владимир Болотин из ЛАНИТа представил проект организации офисной АТС LanHello PBX, имеющий к настоящему времени несколько коммерческих установок. Кроме уже перечисленных достоинств интеллектуальных приложений, основанных на платформе компьютерной телефонии, данный продукт ориентирован на весьма широкий рынок потребителей — от министерств и городских администраций до населения районов, нуждающихся в телефонизации. Телефонизация с помощью «домашней АТС» позволит не только решить проблему нехватки городских телефонных номеров, но и реализовать дополнительные услуги, такие как телеконференции, справочные службы, системы оповещения, и многое другое.

Леонид Шугуров, представлявший швейцарскую компанию Novavox, выступил с концепцией «открытых коммуникаций». Эта идея воплотилась в наборе возможностей, получившем название Unified Messaging (UM). По словам Шугурова, современные системы UM, представляющие собой «единый мультимедийный почтовый ящик, доступный как с ПК, так и с обычного телефона», являются важной движущей силой на рынке приложений компьютерной телефонии. Однако несмотря на то, что в универсальной почтовой системе Smartphone реализованы технология звукового воспроизведения текстовых сообщений и работа с факсимильными документами, нынешние системы UM — лишь прототипы продуктов, которые появятся через пару лет.

IP-телефония: легализация и перспективы

После легализации рынка Internet-телефонии в июне текущего года в России наметился быстрый рост количества операторов этой услуги. Рынок вышел из «подполья» и занял полноценную нишу коммерческих услуг связи наряду с традиционной телефонией и передачей данных. Сегодня нужно признать действительно неоценимую заслугу в этом поистине историческом процессе рабочей группы Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ). И в этом нет никакой иронии. Дело в том, что связь, в том числе телефонная, — это традиционно стратегическая, охраняемая государством отрасль. Допустить подобную либерализацию рынка, пусть даже за счет внедрения совершенно нетрадиционной технологии, означает для Минсвязи увидеть такие резоны, которые нельзя игнорировать.

Рабочая группа АДЭ не остановилась на этом. Юридическое закрепление легитимного статуса IP-телефонии продолжено созданием нового Руководящего документа по телематическим службам и участием АДЭ в разработке общей концепции.

Вероятно, еще сложнее было доказать, что IP-телефония представляет собой именно услугу передачи данных, а не разновидность телефонной связи. Какие следствия имеет такое решение, понять нетрудно: получение лицензии на телематическую услугу для любого коммерческого провайдера, особенно регионального, представляет задачу сложную, но все-таки решаемую. Про лицензии, относящиеся к области традиционной телефонии, нечего и говорить. Эту среду обитания вряд ли можно назвать дружественной по отношению к преимущественно молодым компаниям, населяющим «Рунет». А в освоении новых услуг наподобие IP-телефонии, разумеется, более всего заинтересованы именно молодые компании, ищущие новые рынки сбыта и гибко реагирующие на его малейшие изменения.

Пожалуй, кульминацией конференции было выступление представителя ОАО «Гипросвязь» с докладом «О разработке концепции создания в России системы передачи речевой информации с использованием пакетной коммутации». В ее проекте учтена тенденция «перехода от идеологии закрытых фирменных технологий к построению сетей по открытым технологиям и на основе открытых стандартов». Подчеркивается, что квалификация IP-телефонии как телематической службы «оправдывает себя на сегодняшний день». Вероятно, в будущем она приобретет особый статус.

Куда идем?

Не исключено, что со временем в новую рыночную нишу услуг связи подтянутся региональные телефонные монополисты, а также операторы, имеющие лицензии на международную телефонную связь. Например, известно, что Ростелеком примеряет к себе роль провайдера Internet-телефонии. Услуги пока не предоставляются, происходит тестирование оборудования и выбор платформ.