«Русскiй курьеръ» способен решить все вопросы по поиску и доставке документов

Михаил Колесников: «Главной проблемой было состыковать ИТ и традиции библиотечного дела»
Наверное, всем, кто активно пользовался услугами библиотек, знакома аббревиатура МБА. При помощи межбиблиотечного абонемента читатель мог заказать отсутствующую в данной библиотеке книгу, и ее доставляли из хранилища, где она была в наличии. Известными ограничениями МБА является необходимость возврата книги и то, что редкие или уникальные книги таким способом получить нельзя.

Но развитие информационных технологий позволило кардинально изменить и такую консервативную область деятельности, как библиотечное дело. 24 ноября состоялась презентация проекта «Русскiй курьеръ» — службы, способной решить все вопросы с поиском и доставкой документов любому пользователю. «Русскiй курьеръ» создан на базе Российской государственной библиотеки (РГБ) при активной поддержке московских офисов Intel и Hewlett-Packard, которые безвозмездно предоставили необходимое оборудование.

Подобные службы уже действуют при многих крупных западных библиотеках. Идея проекта чрезвычайно проста и не требует применения каких-то специальных технологий. Процесс работы «Русского курьера» можно разбить на несколько этапов. Читатель в удобной ему форме (по электронной почте, факсу или заполнив поля на Web-сервере) направляет запрос на интересующий его документ. Запрос обрабатывается библиотекарями традиционным способом, и искомый документ передается в «Русскiй курьеръ». Там осуществляют перевод документа в электронный вид и отправляют его заказчику в удобной для него форме. Читатель может получить заказ по электронной почте, на дискете или компакт-диске, записанный в любом из распространенных форматов. Таким образом, весь проект представляет собой разновидность системы электронного документооборота. Как отметил Михаил Колесников, руководитель службы «Русскiй курьеръ», главной проблемой было состыковать информационные технологии и традиции библиотечного дела.

Зато результат позволяет повысить эффективность работы библиотеки в несколько раз. Например, срок выполнения заказа при отправке электронной почтой не превышает 48 часов. Стоимость услуги — около трех рублей за оцифрованный лист формата А4 (без учета цены носителя). И что самое главное, при таком способе предоставления заказов нет ограничений, связанных с уникальностью книги.

Таким образом, круг читателей РГБ увеличивается практически до размеров Internet. В самом деле, нет никакой разницы между отправкой заказа в Санкт-Петербург или в Сидней. Но расширяется не только аудитория, расширяются и фонды библиотеки. По словам Колесникова, РГБ заключила ряд соглашений по обмену документами с крупными иностранными библиотеками. То есть получается МБА всемирного масштаба.