Коммерческий успех в Internet-проектах

Сейчас настало хорошее время для Internet-проектов — западные, да и отечественные инвесторы готовы вкладывать деньги в развитие российской Сети. Однако наличие денег — это еще не гарантия успеха. Нужно еще знать, как правильно эти деньги потратить, чтобы они начали приносить доход. Стратегия и тактика создания успешного Internet-проекта были предметом обсуждения на семинаре «Коммерческий успех в Internet-проектах», который провели 24 ноября Росбизнесконсалтинг и Rambler.

Сайт РосБизнеКонсалтинг является самым популярным в разделе «Бизнес/Финансы» рейтинга Rambler Top100

Прежде чем начинать работу над Internet-проектом, необходимо понять, для какого именно бизнеса лучше всего подходит Internet. Сейчас основными источниками доходов компаний, которые работают в Сети, являются реклама и маркетинг. По оценкам, которые привел на семинаре Алексей Рубцов из компании «Бизнес в Интернет», рынок Internet-рекламы в России в 1999 году составил примерно 1,5 млн. долл., а в следующем году эта цифра возрастет до 2,5 млн. долл. Таким образом, рекламный бизнес в Internet — дело достаточно прибыльное. Чтобы успешно заниматься рекламой в Internet, нужно создать популярный у пользователей Сети ресурс. Опытом организации таких ресурсов делились на семинаре создатели www.rbc.ru и www.rambler.ru.

Алексей Кузовкин, вице-президент РБК по информационным технологиям, предлагает для этого следующую схему действий. Вначале нужно придумать идею ресурса, затем попытаться реализовать ее в некотором прототипе. Создание прототипа позволяет оценить жизнеспособность самой идеи и решить, стоит ли продолжать ее развитие или нет. Если прототип показал хорошие результаты, тогда можно приступать к разработке самого ресурса. Это самый долгий и дорогой этап, во время которого нужно учесть все мелочи — от организации поиска по серверу до создания системы резервирования ресурсов. На этом же этапе нужно предусмотреть наиболее дешевые средства поддержания работы ресурса. Затем ресурс переходит в стадию эксплуатации, во время которой накапливается информация о его работе. Когда такой информации соберется достаточно, надо вновь оценить жизнеспособность ресурса. И так может повторяться несколько раз, пока на определенном этапе оценки ресурса он не будет забракован.

Прежде чем приступить к разработке ресурса, нужно решить еще несколько вопросов, которые скажутся на дальнейшем развитии проекта. Первый из них — развивать ли ресурс самостоятельно или доверить его разработку какой-либо внешней компании. Первый путь дает полный контроль над ресурсом, а второй — экономию средств и времени.

Затем нужно понять, где же будет располагаться сервер и как обеспечить его непрерывную работу. Здесь есть три варианта. Один из них — воспользоваться услугами коммерческого хостинга, где за несколько долларов в месяц можно разместить сервер в Internet на скоростном канале. В этом случае обеспечение надежности работы сервера ложится на плечи хостинг-провайдера, но тот же провайдер выдвигает и свои ограничения. Например, он может ограничить размер дискового пространства, что недопустимо для серьезных проектов. Вариант второй — проложить выделенную линию в офис и самостоятельно контролировать все серверы, программное обеспечение и хранящуюся на них информацию. Для этого потребуется несколько тысяч долларов начальных вложений на подключение и ежемесячные выплаты в размере более 500 долл. Кроме того, канал связи с Internet будет небольшим, что может сказаться на качестве обслуживания клиентов. Третий вариант размещения — установка своего сервера на территории провайдера. В этом случае компьютер устанавливается в защищенной зоне провайдера на быстрых каналах, но с ограниченным физическим доступом. Стоит такое удовольствие 300 долл. за установку и 500 долл. ежемесячно. Большинство крупных проектов работает именно по такой схеме.

Ну и наконец, как привлечь посетителей на свой сервер? Для начала можно использовать различные методы рекламы — в поисковых машинах и каталогах, а также с помощью счетчиков и информеров.

Так, в Росбизнесконсалтинге есть специальный человек, который следит за регистрацией www. rbc.ru во всех поисковых системах, в том числе и западных, в нужных разделах каталогов, а также и за работой рейтингов. Но одной рекламы недостаточно, чтобы сделать ресурс популярным. Для этого можно использовать следующие приемы: создать форум по какой-либо теме, связанной с тематикой сервера; проводить тотализатор с призами и опросы посетителей; рассылать новости сервера по электронной почте; предоставлять дополнительные услуги. Возможно, все эти советы, предложенные на семинаре специалистами РБК и Rambler, позволят создать успешный Internet-проект.