Благодаря ИТ в отрасли снижена себестоимость перевозок

Александр Мишарин: «Благодаря ИТ в отрасли снижена себестоимость перевозок. За счет минимизации издержек и потерь мы получили в этом году рост объема пассажирских и грузовых перевозок на 15 и 3% соответственно»

В конце октября в Санкт-Петербурге состоялась четвертая ежегодная научно-практическая конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс ?99»). В ее рамках проходила выставка решений, предлагаемых отечественными и зарубежными разработчиками для железнодорожников. Символично, что организаторы конференции, проходившей в зале Таврического дворца, где в начале века заседала первая Дума, выдвинули на обсуждение программу информатизации железных дорог России, подтвердив претензии МПС взять на себя ту миссию по развитию экономики и культуры страны, которую в свое время выполняло Товарищество железных дорог России.

Сегодня российские железные дороги оснащены низовыми средствами автоматизации: имеется АСУ управления транспортом, внедрена система оперативного управления, система финансовых расчетов и статистики, развернута система продажи билетов «Экспресс», вводится в эксплуатацию ряд других систем. Однако существующие программные комплексы до сих пор не интегрированы взаимно и решали только отдельные прикладные задачи. Отрасль стоит перед принципиально иными проблемами, требующими проведения информационно-технологической реформы железнодорожного транспорта. Речь идет об интегральном использовании высоких технологий для создания автоматизированных информационно-управляющих систем, реализующих замкнутые циклы управления.

МПС изыскало 2 млрд. долл. на реформирование, утверждены концепция и программа информатизации железнодорожного транспорта. (При этом министерство, по словам Александра Мишарина, заместителя министра МПС, остается крупнейшим налогоплательщиком в этом году — в бюджет перечислено 44 млрд. руб.)

На конференции было заявлено, что реформирование отрасли будет проходить по четырем направлениям: управление перевозочным процессом; управление маркетингом, экономикой и финансами; управление инфраструктурой железнодорожного транспорта; управление непроизводственной сферой. Действительно, в условиях жесткого контроля за тарифами со стороны государства единственным способом получения прибыли является снижение расходов, сокращение потерь и оптимизация работы с целью предоставления клиентам дополнительных услуг.

Управление перевозками

Для МПС существенно не просто обеспечить перевозки (на долю железных дорог приходится 85% всех транспортных и 30% пассажирских потоков), а повысить надежность и эффективность транспортного обслуживания. Ставится задача перейти от центров управления движением к центрам управления перевозками. Ведущую роль должна сыграть охватывающая железные дороги страны магистральная цифровая сеть связи, создаваемая генеральным подрядчиком МПС, компанией Транстелеком.

Сеть будет основана на магистральных оптоволоконных линиях связи (ВОЛС) общей протяженностью более 35 тыс. км; в настоящее время уже проложено 7 тыс. км. У МПС даже имеется собственный завод по производству оптоволоконного кабеля. Кроме того, в ней задействованы мощности спутника связи LMI-1, в сентябре выведенного на орбиту. ВОЛС прокладывается вдоль железнодорожных магистралей, поэтому за счет использования уже готовой инфраструктуры для при ее развертывании требуются существенно более скромные капитальные вложения. Короче говоря, Транстелеком готовится стать вторым национальным оператором связи, предоставляющим услуги связи внутри страны и за ее пределами.

Среди прикладных систем, решающих задачи управления процессом перевозки, можно отметить интегрированную систему управления перевозками АСУ-ПГ и планируемую к внедрению в середине 2000 года на всей территории страны систему ДИСПАРК, позволяющую учитывать состояние парка вагонов, контролировать их дислокацию и анализировать ресурсы подвижного состава. Предполагается, что диспетчерская служба получит информацию по каждому вагону, его текущему техническому состоянию, местоположению, загрузке на данный момент и т. п. Сходные задачи по учету вагонов, цистерн и контейнеров призваны решить системы, предлагаемые для ГВЦ МПС компанией SAS Institute. Другая, не менее важная для железных дорог хозяйства система — единые диспетчерские центры управления. Подобные системы уже эксплуатируются на Горьковской, Куйбышевской и ряде других дорог средней протяженности. В МПС создан Центр ситуационного управления для высшего руководства министерства.

Управление маркетингом, экономикой и финансами

Цифровая сеть «Транстелеком»

До недавнего времени в МПС мало внимания уделялось вопросам маркетинга услуг и управления финансами. В какой-то степени этому способствовало монопольное положение отрасли. Сегодня внедряется система фирменного транспортного обслуживания, призванная реализовать отраслевую маркетинговую политику, удовлетворить платежеспособный спрос на перевозки, привлечь дополнительный объем заказов за счет гибкой тарифной политики. На базе системы SAP R/3 на платформе IBM S/390 создана, например, единая корпоративная система управления, используемая в департаменте финансов МПС.

«Конечные» потребители услуг МПС — пассажиры — уже давно пользуются системой резервирования и продажи билетов «Экспресс-2» (http://www.express2.tsi.ru), 14 комплексов которых развернуто на 17 стальных магистралях. Однако сегодня технологические ограничения не позволяют охватить все цепочки управления пассажироперевозками. Скоро предполагается ввести в эксплуатацию более гибкую систему «Экспресс-3», позволяющую, например, продавать билеты в динамике на поезд, уже находящийся в пути. Среди других шагов навстречу пассажирам можно также отметить систему дистанционной медицинской диагностики, развертываемой сегодня на всех 900 станциях Октябрьской железной дороги.

Управление транспортной инфраструктурой

Система АСУ-П, предназначенная для управления путевым хозяйством, решает задачи предупреждения, планирования и учета ремонта пути, а также ведения электронного паспорта каждой единицы инфраструктуры. Широкое распространение получили средства сигнализации и связи, предлагаемые, в частности, компанией Siemens и работающие в связке с системами отечественного производства.

Управление непроизводственной сферой

Одна из проблем любой отрасли — это кадры. Их подготовкой в МПС занимаются десять вузов и техникумов, получивших на развитие своей информационной среды 50 млн. руб. и развернувших у себя 32 компьютерных класса. В скором времени все учебные заведения отрасли будут подключены к ведомственной информационной сети. На Октябрьской железной дороге развернута система «Кадры», позволяющая решать задачи по управлению штатом из 200 тыс. работников. Средствами телемедицины сегодня можно проводить диагностику заболеваний работников и осуществлять мониторинг психологического состояния машинистов подвижного состава.

Предварительная оценка дополнительной ежегодной прибыли железнодорожного транспорта в результате внедрения представленных на «Инфотранс ?99» решений будет составлять, по данным МПС, 350 млн. долл. Расчетный срок окупаемости затрат на информатизацию — четыре-пять лет.

Прошедшая в Санкт-Петербурге конференция «Инфотранс ?99» продемонстрировала, что МПС на деле, а не на словах одной из своих целей выдвинуло интеграцию в общероссийскую систему телекоммуникаций. В свое время из Питера были проложены первые в стране железная дорога и первая телеграфная линия. Хорошо известна роль, инженеров-путейцов прошлого, которых по праву можно отнести к ярким представителями отечественной технической интеллигенции, в деле становления экономики и культуры России . Готово ли сегодня, на рубеже нового века, Министерство путей сообщения вновь взять на себя такую миссию?

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями