Осень — время созревания орешков лотоса и Форума технологий Lotus Development

Александр Данилин: «Сейчас на рынке систем коллективного взаимодействия осталось лишь два ведущих игрока»

Возможно, не случайно в Lotus Development выбрали для проведения своего российского форума осень — именно в это время созревают орешки лотоса. Нынешний, второй по счету Форум технологий Lotus, состоявшийся 10-11 ноября, стал своего рода «праздником урожая» для российских пользователей и специалистов компании. За два дня форума около 1000 гостей из примерно 400 организаций прослушали 60 докладов. Около полутора десятков партнеров Lotus представили свои решения, созданные на базе технологий компании.

На мой взгляд, столь высокий интерес к форуму вполне закономерен. С одной стороны, в пользу компании работает «закон больших чисел»: как-никак, одних только пользователей системы Lotus Notes в мире насчитывается 50 млн. Только за девять месяцев нынешнего года в мире было продано 13,4 млн. клиентских мест Notes. С другой стороны, интерес к продуктам, подобным тем, что выпускает Lotus, объективно высок: пользователи испытывают реальную потребность повышать эффективность работы с информацией. По данным исследований, которые привел менеджер Lotus по развитию бизнеса в России и странах СНГ Александр Данилин, в современных экономических условиях успех или неуспех предприятия на 80% в сфере услуг и на 40% в сфере производства зависит от особенностей работы с информацией. Разумеется, сам по себе инструмент не сделает эту работу более эффективной. Не случайно Lotus много внимания уделяет просвещению пользователей и рассказам о том, где и как можно добиться эффекта от применения технологий компании. Одно из свидетельств тому — нынешний форум.

Тематика докладов оказалась на удивление широкой: возможности новых версий продуктов компании, перспективы их развития, различные аспекты создания и использования систем управления документами, электронного документооборота. Были выступления, посвященные управлению знаниями, управлению отношениями с заказчиками, управлению маркетинговой деятельностью, системам коллективного взаимодействия, дистанционного обучения, электронного бизнеса, инструментарию для разработчиков, маркетинговой поддержке партнеров. Затрагивались проблемы Internet, информационной безопасности, интеграции продуктов Lotus с другими приложениями, обучения пользователей... Ну и, конечно, рассказы о проектах, реализованных с применением технологий Lotus.

Центральными продуктами Lotus в ближайшее время по-прежнему останутся Domino и Notes. По словам Марселя Волтша, менеджера Lotus по технологиям и продажам в Центральной, Восточной Европе и России, ключевыми свойствами этого продукта станут легкость использования, интегрируемость с другими приложениями и поддержка всех основных стандартов Internet. В последней версии Notes 5.0 (кстати, уже появилась и русская версия этого клиента) изменена метафора рабочего пространства пользователя. Утверждается, что оно стало более удобным, усовершенствованы возможности его централизованной настройки и адаптации к конкретному пользователю. Улучшениям подверглись функции навигации и поиска. Появилась поддержка HTML 4.0, обоих диалектов описания фреймов, продвигаемых компаниями Netscape и Microsoft, языков Java и JavaScript и пр. Усовершенствован и календарь — теперь с его помощью можно составлять не только персональные планы, но и групповые (для этого собирается информация из календарей других пользователей).

Сразу несколько докладов было посвящено управлению знаниями — рассказу о концепции и о том, как ее можно реализовать с помощью продуктов Lotus. Для компании этот сектор рынка имеет первостепенное значение. Примечательно, что практически все представленные на форуме технологии реализуют различные грани управления знаниями, начиная от обмена сообщениями и групповым взаимодействием и заканчивая обучением пользователей. Был представлен и продукт, созданный российскими партнерами Lotus именно как инструментарий управления знаниями — Knowledge Pump, разработанный в компании «ИнтерТраст». Он представляет собой средство обработки поступающих сообщений и рассылки их тем, кому эта информация может оказаться полезной. Система принимает потоки сообщений из различных источников, «конспектирует» содержание (точнее, кодирует смысл) сообщений, заносит эти данные в специальный архив, затем по профилям пользователей определяет, кому эта информация может быть полезна, и пересылает сообщение по отобранным адресам.

Традиционно большое внимание было уделено вопросам автоматизации электронного документооборота. Этим проблемам была посвящена почти половина докладов. На этом фоне весьма свежо, на мой взгляд, выглядел рассказ Сергея Меднова, заместителя председателя правления «Пробизнесбанка», о не совсем обычном для нашего рынка применении технологий Lotus, как правило используемых для автоматизации типового документооборота. По заказу финансового и маркетингового подразделений «Пробизнесбанка» силами собственных разработчиков была создана система управления отношениями с заказчиками. Эта система позволила, с одной стороны, упорядочить контроль за исполнением отдельных банковских услуг, с другой — усовершенствовать систему работы с клиентами и наладить координацию усилий отдельных подразделений по поиску оптимальных, выгодных и банку и его заказчикам финансовых схем по развертыванию различных маркетинговых мероприятий.

Примечательно, что подобная система появилась у банка и что она была создана собственными силами. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, ниша продуктов для управления отношениями с заказчиками на нашем рынке почти не занята (типовых решений, которые могли бы тиражироваться отдельно от других продуктов, пока очень мало — известных мне систем не больше, чем пальцев на одной руке), а с другой стороны — уже существуют клиенты (прежде всего из финансовой сферы), остро нуждающиеся в подобных решениях.