Формат данных, но отнюдь не панацея

Винфред Блазиус: «Мы готовы соревноваться с компаниями Кремниевой Долины»
«XML — это всего лишь формат данных, и ничего более», — заявил один из соавторов eXtensible Markup Language, создатель языка XQL (eXtensible Query Language), член консорциума World Wide Web Consortium (W3C) Джонатан Роби, выступая на семинаре, организованном 12 ноября компанией Software AG. Роби подчеркнул, что XML — отнюдь не панацея для решения всех нынешних проблем, возникающих в сообществе Internet. Напротив, это язык, на удивление скудный в своем синтаксисе.

Но с другой стороны, эта простота и синтаксическая нищета XML позволяет с его помощью делать многие вещи, начиная от семантического описания конкретных информационных объектов (хотя сам по себе XML отнюдь не является объектно-ориентированным языком) и заканчивая синтаксическим описанием различных форматов и структур данных (в частности, с помощью XML можно полностью описать язык HTML). Таким образом, нищета XML является источником его универсальности и блеска в отдельных категориях применений.

Для сообщества Internet язык XML необычайно ценен тем, что он позволяет создавать описания информационных объектов таким образом, чтобы они адекватно воспринимались как разработчиками, так и конечными пользователями: теги XML не мешают, а наоборот, помогают понять семантику информационного объекта (если, конечно, он описан именно в терминах семантики, а не описания структур данных или форматирования при выводе на экран или принтер). С помощью XML можно описывать объекты данных, протоколы, преобразования данных, форматы документов и файлов настройки, составлять шаблоны Web-страниц и пр. Внутрь объектов данных, описанных в терминах XML, можно включать, например, программы на языках Java и JavaScript, таблицы стилей Cascading Style Sheets.

С другой стороны, XML очень ценен для сообщества разработчиков и пользователей баз данных: он обладает колоссальным потенциалом для описания данных и структур данных из различных источников, в частности реляционных и объектно-реляционных баз данных. Очень удобен он и для описания словарей баз данных. Особое преимущество — единообразие, которое XML обеспечивает при работе с данными и со словарями данных. Кроме того, в формате XML можно описывать и хранить данные как формализованные, так и неформализованные, описательные, которых, как известно, великое множество — взять хотя бы Web-страницы в Internet. По мнению профессора Московсокго Университета Сергея Кузнецова, упрощение доступа к данным, хранящимся в Internet, — это очень важный довод в пользу применения XML специалистами по базам данных.

Особого разговора заслуживают возможности XML и инструментария на его базе для преобразования данных из различных источников и для формирования запросов к БД с неизвестной структурой. В частности, созданы программа грамматического разбора SAX, ориентированная на работу с информационными потоками; интерфейс для прикладных программ и сценариев DOM (Document Object Model); XQL-подобный SQL язык запросов для поиска данных в объектах, для которых имеются XML-описания, и пр. XQL может быть использован также для поиска данных в различных СУБД.

Существует, однако, ряд проблем, связанных с концепцией и практическим использованием XML. Так, не хватает инструментария для обработки текстов на XML. Нет и стандартизованных библиотек тегов, ориентированных на конкретные применения, в частности на описание метаданных. Есть прорехи в концепции языка. Не решены в достаточной степени и вопросы управления транзакциями. Проблемы XML, конечно, будут постепенно решаться, однако это непростое дело — придется учесть интересы самых разных категорий пользователей и разработчиков (кому-то, например, важен красивый вывод документов на печать, а кому-то — интеграция с базами данных).

Свой вклад в расширение реального использования XML вносит и Software AG. В октябре компания выпустила новый продукт, получивший название Tamino (Transaction Architecture for the Management of INternet Objects), — это информационный сервер, позиционируемый прежде всего как промежуточное ПО для использования в сфере электронного бизнеса.

Винфред Блазиус, директор Software AG по маркетингу в Центральной и Восточной Европе, уверен, что Tamino станет прекрасным подспорьем для тех, кому приходится преобразовывать данные из БД в информационные объекты Internet. По мнению Кузнецова, Tamino также можно рассматривать и как корпоративный сервер для управления базами данных (кстати, первый, целиком основанный на XML).

Как рассказал Владимир Силин, технический директор российского представительства Software AG, Tamino представляет собой среду для хранения сложных данных, интеграции в реальном времени данных из различных источников, управления данными, доступа к ним (в том числе и путем выполнения комплексных запросов на поиск данных в разных БД) и публикации данных любых типов в виде XML-объектов. По сути, это СУБД для тех данных, для которых имеются хотя бы описания их структуры на языке XML. В состав продукта входят инструментарий разработчика (SDK), интерфейс к протоколу HTTP, подсистема хранения XML-объектов, шлюз для доступа к данным и их отображения в виде объектов в формате XML, и некоторые другие компоненты, в том числе, конечно, консоль управления. В частности, имеется обработчик запросов на языке SQL (точнее, XQL), мощный и в то же время предельно простой (для управления им предусмотрено всего девять команд). Он позволяет манипулировать не только данными, но и описаниями их структуры (схемами). XQL-запросы к объектам, доступным посредством Tamino, могут формироваться в виде URL-тегов внутри Web-страниц.

Tamino поддерживает все ключевые современные стандарты для доступа к СУБД: OLE DB, DCOM, ODBC, JDBC. В качестве формата представления символьной информации применяется кодировка Unicode. Имеются реализации для операционных систем Windows NT, Sun Solaris, Digital Unix и Linux.

Вызов Кремниевой Долине

Компания Software AG ставит своей задачей захват новых ниш, связанных с поставкой системного ПО и услуг для создания критически важных систем электронного бизнеса. Software AG совершенно не смущает сложившийся за долгие годы постулат о том, что ключевые позиции в мировой табели о рангах занимают компании из Кремниевой Долины. Винфред Блазиус убежден, что в скором времени американцы вполне могут обнаружить, что они работают на системном ПО, созданном европейцами, как совсем недавно они с удивлением узнавали, что машины, которые они так любят, сделаны не в Америке, а в Японии, ну а наручные часы — не в Швейцарии, а опять же в Японии. Думается, в немалой степени Software AG вдохновляет успех двух ведущих поставщиков ERP-систем — SAP и Baan, тоже, как и Software AG, европейских компаний.