МАП дает добро мобильному CDMA.Что ответят Гостелеком и операторы?

Известное чеховское выражение о том, что «если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит», кажется, нашло свое воплощение на рынке сотовой связи России. По сути, хлопок уже прозвучал, но что это было — выстрел или осечка, покажет время. Речь идет о решении Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, обязывающее Гостелеком отменить действие приказа №67 об административном ограничении возможностей сетей связи стандарта CDMA. А ружьем в данном случае явилась сама беспроводная связь стандарта CDMA (IS-95), которая с момента своего появления в России вызвала ожесточенную полемику относительно правомерности ее использования в качестве современной системы мобильной связи.

Нам пока неизвестна официальная позиция ответчика — Гостелекома, который МАП обвинило в нарушении Закона о конкуренции на рынке сотовой связи. Примет ли он решение МАП как безусловное руководство к действию либо будет оспаривать его в судебном порядке? В последнем случае «легализация» мобильного CDMA в России может затянуться на неопределенное время. К тому же однозначно ясна позиция ассоциаций операторов сотовой связи действующих стандартов — вряд ли они покинут поле боя, не прибегнув к единственному на данный момент выходу — обратиться в суд. Пока в Гостелекоме нам ответили, что постановление МАП еще не видели в глаза, потому комментарии преждевременны.

Демарш МАП против Гостелекома стал самым важным событием первой половины октября в телекоммуникационной отрасли — тем более, что не далее как 6 октября рабочая секция №6 «Системы фиксированной и подвижной радиосвязи» научно-технического совета Гостелекома приняла постановление об эффективности использования частотного спектра в стандарте IS-95 и его совместимости с цифровым телевидением. В заседании секции приняли участие все заинтересованные стороны, включая «Ассоциацию-800», Ассоциацию операторов сетей GSM и Ассоциацию операторов сетей МКДР (CDMA), поэтому принятые рекомендации Гостелекому можно было считать достижением своеобразного консенсуса.

CDMA не был предан анафеме, скорее наоборот — его перспективы стать мобильным даже оказались выше, но только в другое время и в другом диапазоне частот. Приведем некоторые выдержки из рекомендаций: «Учитывая перспективность развития в России сетей подвижной связи третьего поколения, использующих технологию CDMA, рекомендовать Гостелекому оказывать активное содействие в проведении работ, направленных на создание технических и правовых условий для скорейшего развития в стране таких сетей в диапазоне 2 ГГц». Было учтено и нынешнее нелегкое положение сетей CDMA: «Целесообразно провести НИР для определения возможностей установления режима ограниченной мобильности без снижения качества связи и емкости сетей стандарта IS-95». И тут прозвучал пресловутый хлопок.

Назвать неожиданностью подобные шаги государственных органов на пути к узакониванию мобильности CDMA в России было бы неверно. Так, согласно опросу специалистов в области связи, проведенному на Web-узле «Сотовик», мобильность в стандарте CDMA будет разрешена в 2000 году. За такой вариант развития событий высказалось 44,3% экспертов — значительно больше, чем за другие альтернативные варианты.

Собственно, полемика вокруг CDMA никогда не касалась технической стороны вопроса — очевидно, что во всем мире сети CDMA строят как раз для того, чтобы удовлетворить потребности мегаполисов с большой плотностью абонентов в услугах подвижной сотовой связи. Камнем преткновения была экономическая целесообразность в административном «регулировании» технических возможностей CDMA. Как мы знаем, Гостелеком принял в свое время соломоново решение: эксплуатацию сетей CDMA разрешить, но «крылья» им обрезать. В результате в Москве и ряде регионов возник своеобразный техногенный гибрид сотового и проводного телефона — так называемая беспроводная сеть абонентского радиодоступа к ТфОП.

Любопытно, что, несмотря на функциональную ограниченность таких сетей, ни топология, ни базовое и коммутационное оборудование не претерпевали каких-либо изменений в сторону минимизации расходов оператора. Как раз именно этой возможности разработчики стандарта не предусмотрели и не создали «облегченных» коммутаторов — для сети с «привязанными» к определенным базовым станциям абонентами. Функциональное ограничение мобильности абонентов, в соответствии с требованиями Госсвязьнадзора, осуществлялось фактически «вручную». В некоторых регионах операторы CDMA предоставляли своим немногочисленным абонентам мобильную связь в пределах всей территории обслуживания по смешным тарифам, как за «социально значимую» услугу. На этих территориях возникала напряженность — легальные операторы сотовой связи других стандартов, и прежде всего — регионального AMPS/DAMPS, справедливо возмущаясь, говорили о вреде, который наносят всему сотовому бизнесу России своими действиями «нелегалы».

Собственно говоря, негатив со стороны операторов TDMA чувствовался даже там, где внешне царили спокойствие и законный порядок. Приведем, к примеру, выдержку из ответов на вопросы президента компании «Вымпелком» Дмитрия Зимина, опубликованных «Сотовиком», весьма авторитетным и уважаемым в сотовом бизнесе информационным источником: «Мое мнение относительно попыток вывести на российский рынок еще один стандарт мобильной связи отрицательное. Россия превращена в «зоопарк», в полигон для всех существующих в мире стандартов, которые «пропихивают» сюда поставщики оборудования... На первом этапе развития российского рынка, когда шла борьба за поиск любых свободных кусочков эфира, это было оправданно. Так в России появились DAMPS (в диапазоне 800 МГц) и GSM (900 МГц). Но когда в том же самом диапазоне 800 МГц, в котором действуют операторы AMPS/DAMPS, появляется еще один стандарт, это на самом деле только увеличивает «зоопарк» и способствует фактическому разрушению рынка. Это выгодно только поставщикам оборудования... Конкуренцию этот стандарт (CDMA. — И.Е.), конечно, составить может, но это приведет только к дополнительной стагнации бизнеса и уменьшению его инвестиционной привлекательности. Поэтому появление на рынке CDMA как мобильного вида связи я считал бы ошибкой со стороны регулирующих органов. Как и все остальные операторы сотовой связи, по мере сил буду против этого протестовать».

Глава «Вымпелкома» прав в отношении «всех остальных операторов». Не только операторы AMPS/DAMPS видят в появлении CDMA на сотовом рынке угрозу его целостности и инвестиционной привлекательности. Эту же мысль высказал пресс-атташе холдинга «Системы Телеком», куда входит крупнейший российский оператор GSM — «Мобильные телесистемы», Кирилл Масленцев. Однако, на его взгляд, истоки грозящей стагнации сотового рынка в другом. Гостелеком до сих пор так и не придал законную силу прошедшей многочисленные редакции «Концепции развития сотовой связи в России», хотя на сегодняшний день она является единственным общим документом, хоть как-то регулирующим положение дел в отрасли. Согласно этой концепции, на территории одного региона обслуживания может действовать только один оператор в каждом из лицензируемых стандартов подвижной сотовой связи — NMT-450, AMPS/ DAMPS, GSM-900 и GSM-1800. Причем было отмечено, что стандарты NMT-450 и GSM-900 должны использоваться как федеральные, с предоставлением абонентам единого федерального номера и с автороумингом на территориях обслуживания всех операторов, а стандарты AMPS/DAMPS — как региональные, с предоставлением только местных телефонных номеров. Естественно, такой порядок был предусмотрен не ради прихоти, а с целью регулирования стихийно развивающегося рынка и гарантий сохранности инвестиций в экономику сотовой связи. До недавнего времени этому правилу следовали и операторы, и Гостелеком. Совершенно неожиданным для операторов GSM в ряде регионов стала выдача лицензий на построение и эксплуатацию сетей стандартов GSM-900/GSM-1800 конкурентам, входящим в «Ассоциацию-800» и эксплуатирующим сети DAMPS. В качестве новой парадигмы на рынке сотовой связи был предложен переход «от конкуренции стандартов — к конкуренции операторов». Базисом такой трансформации рынка является неизбежность грядущего всеобщего перехода сотовой связи к стандартам третьего поколения — 3G.Однако унификация цифровых стандартов — дело хоть и не далекого, но все же будущего. Сегодня же вполне осмысленному стремлению одних игроков приблизить «время 3G» противостоит оправданное беспокойство других за сохранность уже сделанных инвестиций. И эта тревога имеет практически ту же природу, что и настороженность по поводу легализации мобильного CDMA. Ведь если будущее в развитии технологий беспроводной подвижной связи поддается логичному анализу, то предсказать, как поведут себя государственные органы, курирующие вопросы выдачи лицензий, утверждения нормативных документов и проч., не возьмется сейчас никто. Поэтому строить радужные бизнес-прогнозы на 3G трезвомыслящие игроки не хотят, их больше заботит ситуация «здесь и сейчас». Примут ли наконец CDMA в качестве еще одного стандарта для сотовых сетей, и если да, то окажутся ли все игроки в одинаковых юридических и финансовых условиях перед государством? Так ли уж неизбежен тогда передел рынка и кто из его основных игроков перейдет в следующее поколение?

«Ассоциация-800» не согласна с позицией МАП

Вероятно, что развитие событий пойдет именно по предсказанному нами варианту. По крайней мере, Виктор Манешин, президент «Ассоциации-800», объединяющей российских операторов сотовой связи стандарта AMPS/DAMPS, заявил предельно ясно: «Мы не удовлетворены решением МАП и будем добиваться его отмены всеми доступными нам легитимными мерами».

По мнению Манешина, перспективы пересмотра этого дела весьма благоприятны. Тем более что МАП, зажигая перед CDMA «зеленый свет», оговорился насчет внесения необходимых изменений в порядок выдачи лицензий операторам.

Главная беда, по словам Манешина, не в том, что на сотовый рынок выйдут новые операторы, а в том, что существующие ныне правила лицензирования заставляют «донора конкурировать с реципиентом». Донорами в данном случае выступают компании — операторы сетей AMPS/DAMPS, вынужденные покупать номерную емкость у региональных телефонных операторов. В свою очередь, наличие лицензии на местную телефонную связь является сегодня необходимым условием для получения операторами лицензии на эксплуатацию сети IS-95. Таким образом, привилегированное сословие заметно сужается — в число избранных попадают главным образом региональные предприятия — монополисты связи или их дочерние структуры.

Суммы производимых финансовых «переливаний» составляют миллионы долларов в каждом конкретном случае. Если «легальным» операторам сотовой связи действительно предстоит конкурировать с местными телефонными монополистами и их «дочками» на региональном уровне, то здесь усматривается очевидное нарушение Закона о конкуренции. Поэтому изменения в порядок выдачи лицензий на CDMA должны обязательно включать в себя пересмотр ранее выданных разрешений. Руководство «Ассоциации-800» убеждено, что их позицию поддержат Ассоциация операторов сетей GSM и Ассоциация операторов сетей NMT-450.